Конструкт образовательной деятельности "Путешествие в лес. Автоматизация звука Ш".

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 16»

Камышловского городского округа

Персональный сайт

Кузнецовой Ольги Михайловны, учителя-логопеда.

                                                                                                       

Конструкт образовательной деятельности "Путешествие в лес. Автоматизация звука Ш".

 

 

 

Конструкт образовательной деятельности

по направлению «Речевое развитие детей».

разработчик: Кузнецова Ольга Михайловна, учитель-логопед, 2016 год.

Тема: «Путешествие в лес. Автоматизация звука (Ш)».

Возрастная группа: старшая группа, возрастная категория детей 5-6 лет.

Разработчик: Кузнецова Ольга Михайловна, первая квалификационная категория.

Форма совместной деятельности: игра-путешествие.

Форма организации: подгрупповая.

Средства:

-зрительный ряд: видеоролики «Животные леса», «Лесные тропы»;

предметные картинки;

игрушки, в названии которых есть звук (Ш);

картинки-мнемотаблицы;

шишки в лукошке.

-мультимедийные цифровые ресурсы: ноутбук, проектор, видеоролики  «Животные леса», «Лесные тропы».

-раздаточный материал:

 конструктор ЛЕГО;

 кинетический песок; 

декоративные украшения;

предметные картинки;

приспособления для дыхательных упражнений;

игрушки, в названии которых есть звук (Ш).

Технологическая карта.

Цель: Способствовать правильному произношению детьми звука (Ш) в слогах, словах, предложениях.

Задачи

Обучающие:

-Закрепить представления детей о животных леса.

-Формировать стремление к самостоятельному поиску предметов и объектов для проговаривания.

-Формировать умение рассказывать о собственных действиях, воплощать свои идеи, используя различные материалы.

Коррекционно-развивающие:

-Развивать умения различать слова со звуком «Ш» на слух.

-Развивать правильное речевое дыхание, четкость дикции, чувство ритма.

-Развивать грамматические категории через упражнения в согласовании слов в предложениях, фразах.

-Расширить сферу эмоционально-чувственного опыта детей через взаимодействие с различными материалами и собственными ощущениями.

Воспитательные:

-Формировать положительную мотивацию детей  к совместной образовательной деятельности.

-Воспитывать самостоятельность при выполнении различных  игровых и дидактических упражнений, умение слушать.

-Воспитывать ценностное отношение к родной русской  речи.

 


 

 

       

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Действия детей

Планируемый результат

Мотивация к деятельности.

Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

 

- Дети! К нам в детский сад пришло электронное  письмо. Давайте его посмотрим.

Мы увидели с вами много животных, которые обитают в наших лесах.

Как вы считаете, почему нужно бережно  относиться к животным?

Как вы думаете, кто из животных считается хозяином леса?  Почему? Сегодня вместе с медведем мы будем путешествовать по лесу.

В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Логопед включает  видеоролик  «Животные леса».

Задает проблемные вопросы.

Дети смотрят видеоролик о животных, обитающих в  уральских лесах.

Дети общаются между собой по содержанию увиденного материала.

Дети вступают в диалог с логопедом.

Дети имеют представления о животных лесов Урала;

Понимают, что животных нужно беречь;

Узнают, что медведь является хозяином леса, т.к. он большой, сильный, опасный;

Проявляют любознательность в получении  новой информации.

Практический этап.

Цель: формирование умения у детей произносить звук (Ш) в специально организованных условиях.

Артикуляционно - пальчиковый игротренинг с кинетическим песком.

Ну, а чтобы  нам не скучать во время путешествия, давайте немного поиграем с нашими языками. Скажите, дети, зачем необходимо тренировать язычок? Почему людям надо правильно произносить звуки родного языка?

Все готовы, тогда вперед.

Покажем, что мы видим в лесу, а помогут нам в этом пальцы  и ваши языки.

-В лесу широкие тропинки;

 

 

-Заяц прыгает с кочки на кочку;

 

 

 

 

-Белочка щелкает орешки;

 

 

 

 

-Под деревьями растут грибы;

 

 

 

-Соберем грибы в корзинку;

 

 

 

 

-Спрячемся за деревьями.

 

Работа над дыханием, произношение изолированного звука (Ш).

Дует в лесу ветер, качает ветки деревьев, листочки шелестят. Поиграем с ветерком. Выбирайте любые предметы и дуйте на них.

Листья шелестят: ш-ш-ш. Повторим шелест вместе, сначала тихо, а теперь громче.

 

 

Автоматизация звука (Ш) в слогах.

Ребята, а знаете ли вы, как называют детеныша медведя?

Как вы думаете,  какими  предметами в лесу может играть медвежонок? Мишка красиво раскладывает их в песке и поет песенки. Хотите сделать свои необычные картины? Выбирайте любые предметы и выкладывайте их в песке в разном порядке. У каждого из вас получится своя картина и своя песенка со звуком (Ш).

Попробуем спеть: ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу…

Медвежонку понравились ваши песни.

Автоматизация звука (Ш) в словах.

В лесу у медведя есть непроходимые места. Давайте построим для медведя удобные дорожки в лесу с помощью  конструктора ЛЕГО. Выбирайте любые картинки, в названии которых есть  звук (Ш), берите кубики  и у нас получится длинная и надежная дорога.

Давайте посмотрим у кого  дорожка самая длинная, кто назвал больше слов со звуком «Ш»;

 

Пока мы строили дорогу, медвежонок насобирал в лукошко много шишек, только считать он не умеет.

А вам интересно, сколько шишек в лукошке? Попробуем их сосчитать:

Одна шишка, две шишки  и т.д.

 ( упражнение на согласование слов).

 

Самомассаж  биологически активных точек.

Мы много трудились, а сейчас отдохнем, послушаем спокойную музыку, посидим на лесной полянке.

Предлагаю выполнить упражнения для расслабления.

 

Автоматизация звука (Ш) в предложениях.

Я взяла с собой в лес мешок с игрушками.  Посмотрим, что же в нем?  (игра «Чудесный мешочек»).

Ваша задача достать предмет  из мешка и повторив начало предложения, дополнить его своими словами:

-В мешке шумит… (шишка, мышка, матрешка, башмак  и т.д.).

Выберите  для себя любые две игрушки и попробуйте самостоятельно составить красивое предложение, используя названия игрушек.  Например: Серая мышка играет шишкой.

 

 

 

 

Логопед показывает презентацию «Тропы леса».

Логопед задает проблемные вопросы

 

 

Вместе с детьми выполняет упражнения для развития артикуляции и пальцев рук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логопед предлагает детям различные приспособления  для развития речевого дыхания (вертушка, губы - свисток, дудочки, вата, султанчики и др.).

 

 

 

 

 

Логопед беседует с детьми, задает вопросы.

 

Логопед показывает мнемотаблицы с ритмическими рисунками.

Предлагает изготовить собственные таблицы с использованием кинетического песка и декоративных украшений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логопед предлагает детям конструктор ЛЕГО и разные предметные картинки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логопед показывает лукошко с шишками. Предоставляет детям возможность для самостоятельного выполнения задания на согласование слов.

 

 

 

 

 

 

Логопед включает спокойную музыку и вместе с детьми выполняет самомассаж.

 

 

 

 

 

 

Логопед демонстрирует мешок с игрушками, проводит игру.

 

 

 

 

 

 

Логопед предлагает игрушки на выбор.

 

 

 

 

 

 

 

Дети вступают в диалог с логопедом и друг с другом.

 

 

 

 

Дети выполняют одновременные движения язычком и пальцами.

 

Упражнение «Лопаточка», ладони лежат на песке.

 

-Упражнение «Качели», кисти рук поочередно поднимать и опускать в песок.

 

-Упражнение «Лошадка», пальцами перетираем песок.

 

-Упражнение «Грибок», пальцы в кулаке, опускаются в песок.

 

-Упражнение «Чашечка», ладони в форме чашечки, удерживают песок.

 

-Упражнение «Прятки», ладони скользят по песку.

 

 

 

 

 

 

Дети для дыхания используют разные приспособления.

Произносят звук (Ш) с разной силой голоса.

 

 

 

 

 

 

Дети предлагают варианты ответов.

 

Дети выкладывают в песке по замыслу в определенном порядке разнообразные украшения.

Произносят слоги со звуком (Ш) в разном ритме в соответствии с мнемотаблицами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети с помощью ЛЕГО строят дорогу, называя при этом только  слова со звуком (Ш). Картинки выбирают самостоятельно.

Дети анализируют собственные действия.

 

 

 

 

 

 

Дети самостоятельно считают шишки в лукошке. Правильно и четко произносят в словах звук (Ш).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют упражнения самомассажа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети достают из мешка игрушку, произносят предложения.

 

 

 

 

 

 

Дети выбирают игрушки и самостоятельно составляют предложения, правильно и четко произнося при этом слова со звуком (Ш).

 

 

 

 

Дети умеют правильно и одновременно  выполнять артикуляционные и пальчиковые движения;

Умеют аккуратно и самостоятельно работать с кинетическим песком;

Понимают ценность родного языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети могут самостоятельно контролировать речевой выдох, собственную артикуляцию при произношении звука (Ш);

 Умеют правильно и по назначению использовать приспособления для развития речевого дыхания.

 

Дети проявляют самостоятельность и инициативу при выполнении задания;

Умеют составлять мнемотаблицы и воспроизводить слоговые ряды в разном ритме.

Умеют активно вести диалог друг с другом и взрослым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети могут самостоятельно выбирать речевой материал для произношения звука (Ш);

Умеют правильно произносить слова со звуком (Ш);

Могут  принимать правила игры в соответствии с социальными нормами;

Умеют анализировать собственную деятельность;

Могут самостоятельно согласовывать числительное с существительным.

 

 

Дети могут самостоятельно выполнять упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса и эмоционально-чувственной сферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети могут контролировать правильное произношение звука (Ш) в предложениях.

Проявляют интерес к игровой деятельности.

Умеют самостоятельно и  правильно составлять предложения.  Активно взаимодействуют друг с другом и взрослым.

Рефлексия.

  Цель: формирование умения у детей оценивать собственную речевую деятельность.

Дети, назовите звук, который сегодня мы произносили чаще всего. Для чего людям нужно правильно произносить звуки?

 Что было самым интересным в нашем путешествии?

В какую игру хотели бы поиграть еще раз?

С каким из заданий труднее всего было справиться?

 

 

 

 

 Логопед беседует с детьми, стимулирует речевую деятельность.

Дети вступают в диалог, рефлексируют собственную деятельность.

Дети умеют свободно общаться;

Могут оценить свою деятельность;

Понимают значимость правильной речи.

Открытость.

Цель: развивать 

г    готовность у детей  к дальнейшей совместной деятельности.

Медведю и медвежонку понравилось путешествовать вместе с вами. Они приготовили для вас подарки в лукошке. Что же это? Дары леса. Как мы сможем использовать их?

Предлагаю вернуться в детский сад и сделать разные поделки из природного материала.

Логопед передает детям лукошко с дарами леса.

Задает вопрос для размышления.

Дети предлагают варианты ответов по использованию даров леса.

Дети проявляют инициативу в дальнейшей совместной деятельности.

 

Методологическая обоснованность

педагогического мероприятия с детьми.

 

            Конструкт коррекционно - развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста разработан с учетом нормативно - правовых документов федерального уровня:

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»  ст. 48 п.1.4 и 1.6. об обязанностях и ответственности педагогическмх работников;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования п. 1.4. основные принципы дошкольного образования;  3.1.требования к психолого - педагогическим условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

-Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г № 2/15;

Санитарно-эпидемиологические требования (СанПиН 2.4.1.3049-13);

На уровне ДОУ:

-Устав детского сада;

-основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования детского сада;

-адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи;

        В соответствии с основными общеобразовательными программами  дошкольного образования разработана рабочая программа коррекционно - развивающей направленности для детей    с тяжелыми нарушениями речи. 

Рабочая программа учителя - логопеда это система образовательной  деятельности по обеспечению коррекции речевых нарушений различной степени тяжести у детей дошкольного возраста.

Разработанный конструкт образовательной деятельности детей, является структурной единицей календарного планирования рабочей программы   и построен с  учетом индивидуальных  особенностей развития детей, их возможностями и способностями. Занятие проводится с детьми, имеющими общее недоразвитие речи третьего уровня. В конструкте, задачи образования представлены в виде триединой дидактической цели. В основу конструкта заложен деятельностный подход. В технологической карте отражены этапы деятельности: мотивация, практический этап, рефлексия и открытость. Кроме этого подробно отражено содержание общей деятельности, деятельности педагога и детей, планируемый результат.

          Этап мотивации спланирован таким образом, чтобы   вызвать  у детей интерес к деятельности на личностно – значимом для них  уровне, а так же способствует созданию предпосылок для благоприятного вступления в общение детей друг с другом и педагогом. На этом этапе воспитанники могут проявить потребность в получении новой  информации, задать проблемные вопросы, спланировать цель своей деятельности.

         На практическом этапе идет процесс формирования у детей правильного произношения поставленного звука в специально организованных условиях. Все игры и упражнения подобраны  в  соответствии с индивидуальными потребностями детей, адекватны их возрастным особенностям. Воспитанникам  очень нравятся тактильные ощущения в процессе взаимодействия с кинетическим песком, конструктором LEGO, специальным логопедическим оборудованием (вертушка, дудочки, султанчики, декоративные камни, зондозаменители и др.).  Кроме этого данные материалы стабилизируют эмоциональное состояние детей, способствуют созданию  стимулирующей среды для познавательной деятельности и творчества.

В образовательной деятельности дети имеют возможность выбирать партнеров для взаимодействия, выбирать содержание образования с помощью предоставления разнобразного учебно - познавательного материала  о диких  животных, деревьях, о предметах ближайшего окружения, даются математические представления (числительные, сравнение предметов по длине).

         В структуре коррекционно - развивающего мероприятия  предусмотрены  условия для поддержки инициативы и самостоятельности  детей в виде игрового моделирования: построение дороги из LEGO конструктора, создание мнемотаблиц  с ипользованием кинетического песка и декоративных  украшений, составление предложений с использованием предметных картинок и игрушек. 

          Для  организации эффективной коммуникации между детьми и педагогом использовались проблемные вопросы: почему, как, зачем, что будет, если… Создавались  специальные ситуации общения с помощью дидактической игры «Чудесный мешочек» и упражнений  «Составь предложение», «Шишки в лукошке».

       Реализуя один из  принципов  деятельностного подхода - ценностное отношение к себе, своей деятельности и   к другим людям, детям в процессе мероприятия задавались вопросы,  при осмыслении   которых воспитанники могли   понять   значимость  правильной, грамотной  речи для  дальнейшей успешной жизнедеятельности и увидеть богатство родного языка.

     На протяжении всего занятия создавались условия для развития у детей эмоционально - чувственной сферы: самомассаж биологически активных точек, упражнение на развитие речевого дыхания,  артикуляционно - пальчиковый игротренинг и др. Эти приемы способствовали эмоциональному благополучию детей и нормализации мышечного тонуса.

   Для того, чтобы  дети научились   оценивать собственную речевую деятельность необходим  этап рефлексии. В содержании деятельности на данном этапе  спланировала  специальные вопросы, стимулирующие активность детей  в процессе анализа своих действий  с целью  выявления трудностей в решении познавательных задач.  Детям предоставлялась возможность  выразить в речи свои эмоции, переживания, чувства. Создавались условия для дальнейшей совместной деятельности.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»