Артикуляционно-пальчиковый игротренинг
с использованием кинетического песка.
(Авторская разработка Кузнецовой Ольги Михайловны,
учителя-логопеда, 2015 год)
1.Артикуляционное упражнение «Лопаточка» - язык на нижней губе, руки сложены вместе тыльной стороной вверх и лежат на песке.
2. Упражнение «Барабан» - язычок стучит в зубы, произносим «д-д-д», одновременно кулачками стучим по песку.
3.Упражнение «Часики» - кончиком языка тянемся к уголкам рта, указательными пальчиками выполнять повторяющиеся движения по песку.
4.Упражнение «Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Указательный и большой пальчик выполняют имитирующие бегу лошадки движения на песке.
5.Упражнение «Качели» - напряженным языком тянуться к носу и подбородку, прямые руки одновременно с языком выпрямлять то вверх, то опускать в песок.
6.Упражнение «Кошка сердится» - кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх, одновременно в песке сжимать и разжимать пальчики.
7.Упражнение «Чашечка» - рот широко открыт. Передние и боковые края широкого языка подняты. Кисти рук сближены, пальцы согнуты, в ладонях песок.
8. Упражнение «Вкусное варенье» - рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в рот, кулачки в песке, большие пальцы выполняют вращательные движения по часовой стрелке.
9.Упражнение «Бублик» - зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны, ладони опускаем в песок, округляем и соединяем вместе.
10.Упражнение «Улыбка» - удерживаем губы в улыбке. Зубы не видны, одновременно соединяем ребром кисти рук, опускаем в песок, большие пальцы выпрямлены вверх.
11. Упражнение «Гармошка» - рот открыт. Язык присосать к небу. Не убирая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Кисти рук сжаты, опущены в песок. Большие пальцы выпрямлены, выполнять движения, имитирующие игру на гармошке.
12.Упражнение «Непослушный язык» - приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя», чередуя постукивание то правой, то левой кистью руки по песку.
13. Упражнение «Самолет гудит» - губы растянуты, при длительном произнесении звука Ы проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении, слышится звук Л. Руками выполняем вращательные движения по песку.
14.Упражнение «Почистим зубки» - рот закрыт, круговым движением языка провести между губами и зубами. Пальцы обеих рук скрещены, выполняем вращательные движения по песку вправо и влево.
Дополнительные упражнения.
«Помоги зайцу замести следы». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» пальцами все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
«Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук.
«Два города». Тазик с песком делится на две части. Ребёнок раскладывает предметы на две звуковые группы по заданию логопеда.
«Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.
«Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его признаки. Тот, кто угадает название предмета, откапывает его в песке.
«Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.
«Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги. Сначала большой круг, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.
Упражнение «Необыкновенные следы»:
— «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;
— «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;
— «Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;
— «Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.
