Автоматизация звука "Ш"

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 16»

Камышловского городского округа

Персональный сайт

Кузнецовой Ольги Михайловны, учителя-логопеда.

                                                                                                       

Автоматизация звука "Ш"

 

 

Конструкт образовательной деятельности по направлению «Речевое развитие детей».

 

Тема: «Путешествие в лес. Автоматизация звука (Ш)».

Возрастная группа: старшая группа, возрастная категория детей 6-7 лет.

Разработчик: Кузнецова Ольга Михайловна, учитель-логопед, первая квалификационная категория.

Форма совместной деятельности: игра-путешествие.

Форма организации: подгрупповая.

Средства:

-зрительный ряд: видеоролики «Животные леса», «Лесные тропы»;

предметные картинки;

игрушки, в названии которых есть звук (Ш);

картинки-мнемотаблицы;

шишки в лукошке.

-мультимедийные цифровые ресурсы: ноутбук, проектор, видеоролики  «Животные леса», «Лесные тропы».

-раздаточный материал:  конструктор ЛЕГО;

 кинетический песок; 

декоративные украшения;

предметные картинки;

приспособления для дыхательных упражнений;

 игрушки, в названии которых есть звук (Ш).

                                                                                            

Технологическая карта.

Цель: Способствовать правильному произношению детьми звука (Ш) в слогах, словах, предложениях.                                                                       

Задачи

Обучающие:

-Закрепить представления детей о животных леса.

-Формировать стремление к самостоятельному поиску предметов и объектов для проговаривания.

-Формировать умение рассказывать о собственных действиях, воплощать свои идеи, используя различные материалы.

Коррекционно-развивающие:

-Развивать умения различать слова по звукопроизношению.

-Развивать правильное речевое дыхание, четкость дикции, чувства ритма.

-Развивать грамматические категории через упражнения в согласовании слов.

-Расширить сферу эмоционально-чувственного опыта детей.

Воспитательные:

-Формировать положительную мотивацию к совместной образовательной деятельности.

-Воспитывать самостоятельность при выполнении различных упражнений, умение слушать.

-Воспитывать ценностное отношение к родной речи.

 

 

 

 

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Действия детей

Планируемый результат

Мотивация к деятельности.

Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

 

- Дети! К нам в детский сад пришло электронное  письмо. Давайте его посмотрим.

Мы увидели с вами много животных, которые обитают в наших лесах.

Как вы считаете, почему нужно бережно  относиться к животным?

Как вы думаете, кто из животных считается хозяином леса?  Почему? Сегодня вместе с медведем мы будем путешествовать по лесу.

В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

 

 

 

 

Логопед включает  видеоролик  «Животные леса».

Задает проблемные вопросы.

Дети смотрят видеоролик о животных, обитающих в  уральских лесах.

Дети общаются между собой по содержанию увиденного материала.

Дети вступают в диалог с логопедом.

Дети имеют представления о животных лесов Урала;

Понимают, что животных нужно беречь;

Узнают, что медведь является хозяином леса, т.к. он большой, сильный, опасный;

Проявляют любознательность в получении  новой информации.

Практический этап.

Цель: формирование умения у детей произносить звук (Ш) в специально организованных условиях.

Артикуляционно - пальчиковый игротренинг с кинетическим песком.

Ну, а чтобы  нам не скучать во время путешествия, давайте немного поиграем с нашими языками. Скажите, дети, зачем необходимо тренировать язычок? Почему людям надо правильно произносить звуки родного языка?

Все готовы, тогда вперед. Покажем, что мы видим в лесу, а помогут нам в этом пальцы  и ваши языки.

-В лесу широкие тропинки;

 

 

-Заяц прыгает с кочки на кочку;

 

 

 

 

-Белочка щелкает орешки;

 

 

 

 

-Под деревьями растут грибы;

 

 

 

-Соберем грибы в корзинку;

 

 

 

 

-Спрячемся за деревьями.

 

Работа над дыханием, произношение изолированного звука (Ш).

Дует в лесу ветер, качает ветки деревьев, листочки шелестят. Поиграем с ветерком. Выбирайте любые предметы и дуйте на них.

Листья шелестят: ш-ш-ш. Повторим шелест вместе, сначала тихо, а теперь громче.

 

 

 

 

Автоматизация звука (Ш) в слогах.

Ребята, а знаете ли вы, как называют детеныша медведя?

Как вы думаете,  какими  предметами в лесу может играть медвежонок? Мишка красиво раскладывает их в песке и поет песенки. Хотите сделать свои необычные картины? Выбирайте любые предметы и выкладывайте их в песке в разном порядке. У каждого из вас получится своя картина и своя песенка со звуком (Ш).

Попробуем спеть: ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу…

Медвежонку понравились ваши песни.

Автоматизация звука (Ш) в словах.

В лесу у медведя есть непроходимые места. Давайте построим для медведя удобные дорожки в лесу с помощью  конструктора ЛЕГО. Выбирайте любые картинки, в названии которых есть  звук (Ш), берите кубики  и у нас получится длинная и надежная дорога.

Давайте посмотрим у кого  дорожка самая длинная, кто назвал больше слов со звуком «Ш»;

 

Пока мы строили дорогу, медвежонок насобирал в лукошко много шишек, только считать он не умеет.

А вам интересно, сколько шишек в лукошке? Попробуем их сосчитать:

Одна шишка, две шишки  и т.д.

 ( упражнение на согласование слов).

 

Самомассаж  биологически активных точек.

Мы много трудились, а сейчас отдохнем, послушаем спокойную музыку, посидим на лесной полянке.

Предлагаю выполнить упражнения для расслабления.

 

 

Автоматизация звука (Ш) в предложениях.

Я взяла с собой в лес мешок с игрушками.  Посмотрим, что же в нем?  (игра «Чудесный мешочек»).

Ваша задача достать предмет  из мешка и повторив начало предложения, дополнить его своими словами:

-В мешке шумит… (шишка, мышка, матрешка, башмак  и т.д.).

Выберите  для себя любые две игрушки и попробуйте самостоятельно составить красивое предложение, используя названия игрушек.  Например: Серая мышка играет шишкой.

 

 

 

 

Логопед показывает презентацию «Тропы леса».

Логопед задает проблемные вопросы

 

 

Вместе с детьми выполняет упражнения для развития артикуляции и пальцев рук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логопед предлагает детям различные приспособления  для развития речевого дыхания (вертушка, губы - свисток, дудочки, вата, султанчики и др.).

 

 

 

 

 

Логопед беседует с детьми, задает вопросы.

 

Логопед показывает мнемотаблицы с ритмическими рисунками.

Предлагает изготовить собственные таблицы с использованием кинетического песка и декоративных украшений.

 

 

 

 

Логопед предлагает детям конструктор ЛЕГО и разные предметные картинки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логопед показывает лукошко с шишками. Предоставляет детям возможность для самостоятельного выполнения задания на согласование слов.

 

 

 

Логопед включает спокойную музыку и вместе с детьми выполняет самомассаж.

 

 

 

 

 

 

Логопед демонстрирует мешок с игрушками, проводит игру.

 

 

 

 

 

 

Логопед предлагает игрушки на выбор.

 

 

 

 

 

 

Дети вступают в диалог с логопедом и друг с другом.

 

Дети выполняют одновременные движения язычком и пальцами.

 

-Упражнение «Лопаточка», ладони лежат на песке.

 

-Упражнение «Качели», кисти рук поочередно поднимать и опускать в песок.

 

-Упражнение «Лошадка», пальцами перетираем песок.

 

-Упражнение «Грибок», пальцы в кулаке, опускаются в песок.

 

-Упражнение «Чашечка», ладони в форме чашечки, удерживают песок.

 

-Упражнение «Прятки», ладони скользят по песку.

 

 

Дети для дыхания используют разные приспособления.

Произносят звук (Ш) с разной силой голоса.

 

 

 

 

 

 

 

Дети предлагают варианты ответов.

 

Дети выкладывают в песке по замыслу в определенном порядке разнообразные украшения.

Произносят слоги со звуком (Ш) в разном ритме в соответствии с мнемотаблицами.

 

 

 

 

 

Дети с помощью ЛЕГО строят дорогу, называя при этом только  слова со звуком (Ш). Картинки выбирают самостоятельно.

Дети анализируют собственные действия.

 

 

 

 

 

Дети самостоятельно считают шишки в лукошке. Правильно и четко произносят в словах звук (Ш).

 

 

 

 

 

Дети выполняют упражнения самомассажа.

 

 

 

 

 

 

 

Дети достают из мешка игрушку, произносят предложения.

 

 

 

 

 

 

Дети выбирают игрушки и самостоятельно составляют предложения, правильно и четко произнося при этом слова со звуком (Ш).

 

 

 

Дети умеют правильно и одновременно  выполнять артикуляционные и пальчиковые движения;

Умеют аккуратно и самостоятельно работать с кинетическим песком;

Понимают ценность родного языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети могут самостоятельно контролировать речевой выдох, собственную артикуляцию при произношении звука (Ш);

 Умеют правильно и по назначению использовать приспособления для развития речевого дыхания.

 

Дети проявляют самостоятельность и инициативу при выполнении задания;

Умеют составлять мнемотаблицы и воспроизводить слоговые ряды в разном ритме.

Умеют активно вести диалог друг с другом и взрослым.

 

 

 

 

 

Дети могут самостоятельно выбирать речевой материал для произношения звука (Ш);

Умеют правильно произносить слова со звуком (Ш);

Могут  принимать правила игры в соответствии с социальными нормами;

Умеют анализировать собственную деятельность;

Могут самостоятельно согласовывать числительное с существительным.

 

 

Дети могут самостоятельно выполнять упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса и эмоционально-чувственной сферы.

 

 

 

Дети могут контролировать правильное произношение звука (Ш) в предложениях.

Проявляют интерес к игровой деятельности.

Умеют самостоятельно и  правильно составлять предложения.  Активно взаимодействуют друг с другом и взрослым.

Рефлексия.

Цель: формирование умения у детей оценивать собственную речевую деятельность.

Дети, назовите звук, который сегодня мы произносили чаще всего. Для чего людям нужно правильно произносить звуки?

 Что было самым интересным в нашем путешествии?

В какую игру хотели бы поиграть еще раз?

С каким из заданий труднее всего было справиться?

 

 

 

 

 Логопед беседует с детьми, стимулирует речевую деятельность.

Дети вступают в диалог, рефлексируют собственную деятельность.

Дети умеют свободно общаться;

Могут оценить свою деятельность;

Понимают значимость правильной речи.

Открытость.

Цель: развивать готовность у детей  к дальнейшей совместной деятельности.

Медведю и медвежонку понравилось путешествовать вместе с вами. Они приготовили для вас подарки в лукошке. Что же это? Дары леса. Как мы сможем использовать их?

Предлагаю вернуться в детский сад и сделать разные поделки из природного материала.

Логопед передает детям лукошко с дарами леса.

Задает вопрос для размышления.

Дети предлагают варианты ответов по использованию даров леса.

Дети проявляют инициативу в дальнейшей совместной деятельности.

 

 

         

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»