Конструкт образовательной деятельности по направлению «Речевое развитие детей».
Тема: «Путешествие в лес. Автоматизация звука (Ш)».
Возрастная группа: старшая группа, возрастная категория детей 6-7 лет.
Разработчик: Кузнецова Ольга Михайловна, учитель-логопед, первая квалификационная категория.
Форма совместной деятельности: игра-путешествие.
Форма организации: подгрупповая.
Средства:
-зрительный ряд: видеоролики «Животные леса», «Лесные тропы»;
предметные картинки;
игрушки, в названии которых есть звук (Ш);
картинки-мнемотаблицы;
шишки в лукошке.
-мультимедийные цифровые ресурсы: ноутбук, проектор, видеоролики «Животные леса», «Лесные тропы».
-раздаточный материал: конструктор ЛЕГО;
кинетический песок;
декоративные украшения;
предметные картинки;
приспособления для дыхательных упражнений;
игрушки, в названии которых есть звук (Ш).
Технологическая карта.
Цель: Способствовать правильному произношению детьми звука (Ш) в слогах, словах, предложениях. |
Задачи Обучающие: -Закрепить представления детей о животных леса. -Формировать стремление к самостоятельному поиску предметов и объектов для проговаривания. -Формировать умение рассказывать о собственных действиях, воплощать свои идеи, используя различные материалы. Коррекционно-развивающие: -Развивать умения различать слова по звукопроизношению. -Развивать правильное речевое дыхание, четкость дикции, чувства ритма. -Развивать грамматические категории через упражнения в согласовании слов. -Расширить сферу эмоционально-чувственного опыта детей. Воспитательные: -Формировать положительную мотивацию к совместной образовательной деятельности. -Воспитывать самостоятельность при выполнении различных упражнений, умение слушать. -Воспитывать ценностное отношение к родной речи.
|
Этапы деятельности |
Содержание деятельности |
Деятельность педагога |
Действия детей |
Планируемый результат |
Мотивация к деятельности. Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
|
- Дети! К нам в детский сад пришло электронное письмо. Давайте его посмотрим. Мы увидели с вами много животных, которые обитают в наших лесах. Как вы считаете, почему нужно бережно относиться к животным? Как вы думаете, кто из животных считается хозяином леса? Почему? Сегодня вместе с медведем мы будем путешествовать по лесу. В лес осенний на прогулку Приглашаю вас пойти. Интересней приключенья Нам, ребята, не найти.
|
Логопед включает видеоролик «Животные леса». Задает проблемные вопросы. |
Дети смотрят видеоролик о животных, обитающих в уральских лесах. Дети общаются между собой по содержанию увиденного материала. Дети вступают в диалог с логопедом. |
Дети имеют представления о животных лесов Урала; Понимают, что животных нужно беречь; Узнают, что медведь является хозяином леса, т.к. он большой, сильный, опасный; Проявляют любознательность в получении новой информации. |
Практический этап. Цель: формирование умения у детей произносить звук (Ш) в специально организованных условиях. |
Артикуляционно - пальчиковый игротренинг с кинетическим песком. Ну, а чтобы нам не скучать во время путешествия, давайте немного поиграем с нашими языками. Скажите, дети, зачем необходимо тренировать язычок? Почему людям надо правильно произносить звуки родного языка? Все готовы, тогда вперед. Покажем, что мы видим в лесу, а помогут нам в этом пальцы и ваши языки. -В лесу широкие тропинки;
-Заяц прыгает с кочки на кочку;
-Белочка щелкает орешки;
-Под деревьями растут грибы;
-Соберем грибы в корзинку;
-Спрячемся за деревьями.
Работа над дыханием, произношение изолированного звука (Ш). Дует в лесу ветер, качает ветки деревьев, листочки шелестят. Поиграем с ветерком. Выбирайте любые предметы и дуйте на них. Листья шелестят: ш-ш-ш. Повторим шелест вместе, сначала тихо, а теперь громче.
Автоматизация звука (Ш) в слогах. Ребята, а знаете ли вы, как называют детеныша медведя? Как вы думаете, какими предметами в лесу может играть медвежонок? Мишка красиво раскладывает их в песке и поет песенки. Хотите сделать свои необычные картины? Выбирайте любые предметы и выкладывайте их в песке в разном порядке. У каждого из вас получится своя картина и своя песенка со звуком (Ш). Попробуем спеть: ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу… Медвежонку понравились ваши песни. Автоматизация звука (Ш) в словах. В лесу у медведя есть непроходимые места. Давайте построим для медведя удобные дорожки в лесу с помощью конструктора ЛЕГО. Выбирайте любые картинки, в названии которых есть звук (Ш), берите кубики и у нас получится длинная и надежная дорога. Давайте посмотрим у кого дорожка самая длинная, кто назвал больше слов со звуком «Ш»;
Пока мы строили дорогу, медвежонок насобирал в лукошко много шишек, только считать он не умеет. А вам интересно, сколько шишек в лукошке? Попробуем их сосчитать: Одна шишка, две шишки и т.д. ( упражнение на согласование слов).
Самомассаж биологически активных точек. Мы много трудились, а сейчас отдохнем, послушаем спокойную музыку, посидим на лесной полянке. Предлагаю выполнить упражнения для расслабления.
Автоматизация звука (Ш) в предложениях. Я взяла с собой в лес мешок с игрушками. Посмотрим, что же в нем? (игра «Чудесный мешочек»). Ваша задача достать предмет из мешка и повторив начало предложения, дополнить его своими словами: -В мешке шумит… (шишка, мышка, матрешка, башмак и т.д.). Выберите для себя любые две игрушки и попробуйте самостоятельно составить красивое предложение, используя названия игрушек. Например: Серая мышка играет шишкой.
|
Логопед показывает презентацию «Тропы леса». Логопед задает проблемные вопросы
Вместе с детьми выполняет упражнения для развития артикуляции и пальцев рук.
Логопед предлагает детям различные приспособления для развития речевого дыхания (вертушка, губы - свисток, дудочки, вата, султанчики и др.).
Логопед беседует с детьми, задает вопросы.
Логопед показывает мнемотаблицы с ритмическими рисунками. Предлагает изготовить собственные таблицы с использованием кинетического песка и декоративных украшений.
Логопед предлагает детям конструктор ЛЕГО и разные предметные картинки.
Логопед показывает лукошко с шишками. Предоставляет детям возможность для самостоятельного выполнения задания на согласование слов.
Логопед включает спокойную музыку и вместе с детьми выполняет самомассаж.
Логопед демонстрирует мешок с игрушками, проводит игру.
Логопед предлагает игрушки на выбор.
|
Дети вступают в диалог с логопедом и друг с другом.
Дети выполняют одновременные движения язычком и пальцами.
-Упражнение «Лопаточка», ладони лежат на песке.
-Упражнение «Качели», кисти рук поочередно поднимать и опускать в песок.
-Упражнение «Лошадка», пальцами перетираем песок.
-Упражнение «Грибок», пальцы в кулаке, опускаются в песок.
-Упражнение «Чашечка», ладони в форме чашечки, удерживают песок.
-Упражнение «Прятки», ладони скользят по песку.
Дети для дыхания используют разные приспособления. Произносят звук (Ш) с разной силой голоса.
Дети предлагают варианты ответов.
Дети выкладывают в песке по замыслу в определенном порядке разнообразные украшения. Произносят слоги со звуком (Ш) в разном ритме в соответствии с мнемотаблицами.
Дети с помощью ЛЕГО строят дорогу, называя при этом только слова со звуком (Ш). Картинки выбирают самостоятельно. Дети анализируют собственные действия.
Дети самостоятельно считают шишки в лукошке. Правильно и четко произносят в словах звук (Ш).
Дети выполняют упражнения самомассажа.
Дети достают из мешка игрушку, произносят предложения.
Дети выбирают игрушки и самостоятельно составляют предложения, правильно и четко произнося при этом слова со звуком (Ш). |
Дети умеют правильно и одновременно выполнять артикуляционные и пальчиковые движения; Умеют аккуратно и самостоятельно работать с кинетическим песком; Понимают ценность родного языка.
Дети могут самостоятельно контролировать речевой выдох, собственную артикуляцию при произношении звука (Ш); Умеют правильно и по назначению использовать приспособления для развития речевого дыхания.
Дети проявляют самостоятельность и инициативу при выполнении задания; Умеют составлять мнемотаблицы и воспроизводить слоговые ряды в разном ритме. Умеют активно вести диалог друг с другом и взрослым.
Дети могут самостоятельно выбирать речевой материал для произношения звука (Ш); Умеют правильно произносить слова со звуком (Ш); Могут принимать правила игры в соответствии с социальными нормами; Умеют анализировать собственную деятельность; Могут самостоятельно согласовывать числительное с существительным.
Дети могут самостоятельно выполнять упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса и эмоционально-чувственной сферы.
Дети могут контролировать правильное произношение звука (Ш) в предложениях. Проявляют интерес к игровой деятельности. Умеют самостоятельно и правильно составлять предложения. Активно взаимодействуют друг с другом и взрослым. |
Рефлексия. Цель: формирование умения у детей оценивать собственную речевую деятельность. |
Дети, назовите звук, который сегодня мы произносили чаще всего. Для чего людям нужно правильно произносить звуки? Что было самым интересным в нашем путешествии? В какую игру хотели бы поиграть еще раз? С каким из заданий труднее всего было справиться?
|
Логопед беседует с детьми, стимулирует речевую деятельность. |
Дети вступают в диалог, рефлексируют собственную деятельность. |
Дети умеют свободно общаться; Могут оценить свою деятельность; Понимают значимость правильной речи. |
Открытость. Цель: развивать готовность у детей к дальнейшей совместной деятельности. |
Медведю и медвежонку понравилось путешествовать вместе с вами. Они приготовили для вас подарки в лукошке. Что же это? Дары леса. Как мы сможем использовать их? Предлагаю вернуться в детский сад и сделать разные поделки из природного материала. |
Логопед передает детям лукошко с дарами леса. Задает вопрос для размышления. |
Дети предлагают варианты ответов по использованию даров леса. |
Дети проявляют инициативу в дальнейшей совместной деятельности. |