Комплекс упражнений по развитию ручного и артикуляционного апраксиса.

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 16»

Камышловского городского округа

Персональный сайт

Кузнецовой Ольги Михайловны, учителя-логопеда.

                                                                                                       

Комплекс упражнений по развитию ручного и артикуляционного апраксиса.

 

 

Комплекс упражнений по развитию ручного и артикуляционного праксиса.

(Составитель Кузнецова Ольга Михайловна, учитель-логопед, 2014 год)

 

 Учитывая особенности нарушений ручной и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией, коррекционная работа осуществлялась по следующим направлениям:

 - формирование кинестетисеской основы движения, т.е. воспитание кинестетических афферентаций ручных и артикуляторных движений, организация двигательных импульсов, направляемых к определенным группам мышц.

- формирование кинетической основы движений, т.е. объединение и обобщение последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип, превращение отдельных двигательных навыков в плавные, серийно организованные двигательные навыки; развитие статической координации движений (как ручных, так и артикуляторных).

 

 В процессе работы  используются:

 в адаптированном  варианте  статические  упражнения,  предложенные

 А. Р. Лурия,  Н. И. Озерецким, О.С. Бот с функциональными нагрузками  для  развития  моторного  праксиса;

·        наклонить руку, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянут вверх;

·        опустить кисть правой руки вниз, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянут вправо;

·        слегка согнуть пальцы правой (левой) руки, сжимая кулак, оставив сверху отверстие;

·        вытянуть одновременно указательные пальцы и мизинцы обеих рук, остальные пальцы сжаты и т. д.

·        опустить кисть правой руки вниз, все пальцы, кроме большого сжаты, большой палец вытянут вправо.

·        опустить кисть левой руки вниз, все пальцы, кроме большого сжаты, большой палец вытянут вправо.

·        сжать кулаки, вытянув большие пальцы вверх.

·        правую (левую) руку сжать в кулак, на него сверху горизонтально положить кисть левой (правой) руки.

·        правую (левую) руку сжать в кулак, к нему прислонить вертикально кисть левой (правой) руки.

·        слегка согнуть пальцы правой (левой) руки, сжимая кулак, оставив сверху отверствие.

·        соединить наклонно пальцы правой и левой руки, большие пальцы при этом прижаты к ладони.

·        кисти рук в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только большие пальцы отведены в сторону.

·        вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальцы сжаты.

 

в адаптированном варианте статические упражнения с функциональными нагрузками для развития артикуляторного праксиса,  предложенные  Е. Ф. Соботович  и  Р. И. Лалаевой;

- упражнения на определение положения кончика языка (приподнят или опущен);

 

·        произнести звук «и»  перед зеркалом и определить, как работают губы  при его произнесении и кончик языка.

·        произнести звук  «и» перед зеркалом и определить, как работают губы при его произнесении; при затруднениях в ответе задавался дополнительный вопрос: «Скажи, губы растянуты в улыбочке или вытянуты трубочкой вперед»

·        произнеси звук «у» перед зеркалом и определить, как работают губы при его произнесении.

·        произнести перед зеркалом сочетание звуков ИУ, УИ и определить последовательную работу губ при произнесении.

·        произнести звук «и» без зеркала и определить, какое движение совершают губы.

·        произнести звук «у» без зеркала и определить, какое движение совершают губы.

·        произнести без зеркала сначала звук «и», затем звук «у» и определить, как работают губы при их произнесении.

·        определить звук по беззвучной артикуляции логопеда: «и» или «у».

·        определить по беззвучной артикуляции последовательность звуков, произнесенных один за другим (И  У), (У  И), и произнесенных слитно (ИУ, УИ)

·        произнести звук «у» перед зеркалом и определить, как работают губы при его произнесении и кончик языка;

·        определить по беззвучной артикуляции последовательность звуков, произнесенных один за другим  «и» , « у»  , «у» « и»  и произнесенных слитно – иу, уи.

упражнения на различение узкого и широкого кончика языка;

 

для выполнения задания детям предлагались упражнения, аналогичные применяемым при формировании кинестетических ощущений положения языка.

 

 упражнения на активизацию артикуляционной мускулатуры;

 

·        активизация двубрюшной, челюстно - подъязычной и подбородочно-язычной мышц: открыть рот, подержать его открытым под счет от 1 до 5-7, закрыть;

·        активизация квадратной губной нижней и верхней мышцы: оттянуть нижнюю губу книзу, удержать под счет от 1 до 6-8, вернуть в исходное состояние;

·        активизация щечных мышц: растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удержать под счет от 1 до 5-7 в исходное положение;

·        растянуть в улыбке только правый (левый) уголок губы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удержать под счет от 1 до 6-8, вернуть в исходное положение;

                    и т.д.

 

динамические упражнения с функциональными нагрузками

 для развития отдельных компонентов моторного праксиса;

Развитие динамической координации артикуляторных движений осуществлялось в сериях движений, выполнявшихся последовательно и одновременно. Работа над каждым упражнением проводилась в определенной последовательности:

 

- показ упражнения;

- выполнение упражнения детьми перед зеркалом;

- сравнение правильного и неправильного вариантов выполнения упражнения, нахождение ошибок;

- выполнение упражнения без зеркала.

 

динамические упражнения с функциональными нагрузками для развития мелкой моторики в движениях, выполняемых последовательно:

 

·        поочередное прикосновение большим пальцем к указательному пальцу, среднему, безымянному и мизинцу в обычном и максимальном темпе.

·        то же самое другой рукой.

·        то же самое одновременно двумя руками.

·        пальцы правой (левой) руки «здороваются» по очереди с пальцами левой (правой) руки (похлопывание подушечками пальцев, начиная с большого)

·        пальцы правой руки, начиная с большого, по очереди приставляются подушечками к пальцам левой руки.

·        поочередное сгибание пальцев правой (левой) руки, начиная с мизинца.

·        сжать правую (левую) руку в кулак, поочередно разгибая пальцы, начиная с большого.

·        сжать правую (левую) руку в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца.

·        положить кисть правой (левой) руки перед собой (в положении игры на рояле), выполнить последовательно движения первым и вторым пальцами, первым и пятыми т.д.

·        скатать пальцами правой (левой) руки лист папиросной бумаги в компактный шарик, не помогая другой рукой;

 

динамические упражнения с функциональными нагрузками для развития мелкой моторики в движениях, выполняемых одновременно:

 

·        укладывание горошин в корзину одновременно обеими руками (лежащие на столе горошины брать большим и указательным пальцами);

·        сжимать – разжимать кулаки в разнобой (когда правая рука сжата в кулак, левая расправлена и наоборот);

·        отбивать (в удобном темпе) по одному такту правой (левой) рукой, одновременно описывая в воздухе указательным пальцем левой ( правой) руки небольшой кружок;

·        взять в правую и левую руку по карандашу и одновременно постукивать ими по бумаге, стараясь не попадать одновременно в одну и туже точку дважды (порядок расставления точек произвольный).

·        одновременное выбрасывание вперед кистей рук, пальцы одной из которых сжаты в кулак, другой - поставлены в позу кольца.

·        пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги правильной формы любого размера, но одинаковые для обеих  рук. Правой рукой круги описывать по часовой стрелке, левой- в обратном направлении.

·        отбивать в удобном темпе по одному такту правой (левой) рукой, ударяя одновременно по столу указательным пальцем левой (правой) руки.

 

 

динамические упражнения с функциональными нагрузками для развития артикуляционного праксиса в движениях, выполняемых последовательно:

 

·        растянуть губы в улыбку, обнажив верхние и нижние резцы, вытянуть губы вперед «трубочкой»;

·        оскалить зубы, а затем высунуть язык;

·        оскалить зубы, вытянуть язык, зажать его зубами;

·        сделать язык широким, затем узким (повторить несколько раз);

·        поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю (повторить это движение несколько раз).

·        прижать кончик языка за верхние, затем за нижние резцы (повторить это движение несколько раз).

·        поднять язык наверх, положить его между зубами, оттянуть назад.

·        построить «мостик» (кончик языка прижат к нижним резцам, передняя часть спинки языка опущена, средняя приподнята, образуя с твердым небом щель, задняя опущена, боковые края подняты и прижаты к верхним боковым зубам), сломать его, снова построить, снова сломать  и так несколько раз.

 

 

упражнения с функциональными нагрузками для развития артикуляционного праксиса в движениях, выполняемых одновременно:

 

·        высунуть язык вперед, одновременно поднимая кончик языка вверх;

·        высунуть язык вперед, одновременно  опуская кончик языка вниз;

·        высунуть язык и одновременно вытянуть губы вперед «трубочкой»;

·        совершить одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком   вправо;

·        совершить одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком влево.

 

артикуляционно- пальчиковый игротренинг.

 

Данный вид деятельности осуществляется с целью совершенствования координации артикуляционно-пальчиковой моторики.

 

«Сказка про кота, который хотел научиться говорить».

Жил – был котенок, очень грустный котенок. Да и откуда было взяться веселью, если он не мог разговаривать.

     Дети принесли котенка в детский сад. «Что-ж, - сказала логопед, - давайте попробуем научить котенка говорить, только учиться будем вместе, а для этого будем делать гимнастику для языка и пальчиков.

     У наших язычков есть домики. Догадались, что это за домик?

Правильно! Этот домик- рот. Непоседливый язык не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык).

      Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке

( упражнение «Лопаточка» - язык лежит на нижней губе, руки сложены вместе тыльной стороной вверх).

       Подул легкий ветерок, язычок поежился (упр. «Стрелочка»- язык максимально высовывается вперед, указательные пальцы выпрямляются вперед).

       А на улице идет дождь, барабанит по крышам (упр. «Барабан»- язык стучит в зубы, произносим «д- д-д», одновременно кулачками стучим то по правой, то по левой руке «д- д-д»)……и т.д.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»