Глинотерапия и воскотерапия

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 16»

Камышловского городского округа

Персональный сайт

Кузнецовой Ольги Михайловны, учителя-логопеда.

                                                                                                       

Глинотерапия и воскотерапия

 

 

Методические рекомендации

по глинотерапии и воскотерапии

в логопедической практике.

(авторская разработка Кузнецовой Ольги Михайловны,  учителя-логопеда, 2015 год)

 

Для активизации пальцевого гнозиса можно использовать упражнения с шерстяными веревочками различной степени упругости, деревянными прищепками, игры с глиной и воском.

 Фундаментом подготовительного этапа для формирования речи в нашей работе является переживание ребенком движения и равновесия. Поэтому формирование этих чувств осуществляется с разных сторон, соединив речь с движением, чтобы звук как бы «вытанцовывался».

При этом имеются в виду два направления работы: соединение речи с телесным движением и переживание движения.

Первое служит формированию телесной моторики, углублению чувства собственного движения и равновесия.

Второе связано с жизнью представлений и соответствующей «внутренней» работой. Сопровождая речь все новыми и новыми упражнениями - топаньем, хлопаньем, плетением, вязанием, лепкой, мы одновременно осваиваем «телесную географию» и упражнения в  ловкости.

На этой основе через развитие тактильных ощущений, достигаемое благодаря работе с природным материалом – пчелиным воском и глиной, формируется кинестетическое и кинетическое ощущение ручных и артикуляторных движений.

На начальном этапе работ дети являются только слушателями. Дети узнают о жизни и труде пчел, о свойствах воска, глины, шерсти. Вступительные беседы обогащают представления детей о предметах и явлениях окружающего мира.

Применяя в обучении глину и воск с терапевтическими целями, можно параллельно добиться обучающего эффекта, направленного на развитие у детей анализирующего восприятия предметов, на формирование действий по их обследованию, на усвоение правильных словесных обозначений признаков. Глина и воск имеют цвет, запах, величину, форму, воспринимаемые при помощи органов чувств, но обладают и скрытыми признаками, не поддающимися непосредственному восприятию (хрупкость, переход из одного состояния в другое и т.д.). Для усвоения детьми скрытых признаков различных предметов организовываются поисковые действия, направленные на определенный результат. Например, дети путем проб выявляют свойства этих веществ: воск - легкий, плавает в воде, расплавляется на огне; глина тяжелая, растворяется в воде, сохнет на огне, изделия из глины не пропускают воду. Чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира является основой психического развития детей. Познавательная активность детей в лепке как целенаправленное, интенсивное усвоение знаний позволяет  сформировать быстроту мышления, творческие способности и на этой основе – желание самореализации. Уникальным в работе с глиной и воском является и то, что воздействие лепки положительно влияет на характер и темперамент ребенка.

 

Упражнения:

·        Лепим из воска;

·        Лепим из глины;

·        Нанизываем на нить плоды рябины;

·        Свободное похлопывание кистями рук по восковому шарику поочередно;

·        Свободное постукивание пальцами рук по восковому шарику одновременно:

Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп,

Слепим мы большой пирог.

·        Растирание ладоней восковым шариком.

·        Восковой шарик положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая темп

·        «Кружочки». Слепить восковые кружочки, разложить на столе:

-Раз-кружок, два - кружок,

 Раз-шажок, два - шажок.

 Наши пальчики шагают,

 На кружочки наступают (поочередно нажимать каждым пальцем на соответствующий кружок).

·        «Орешки». Дети удерживают восковой шарик между разными пальцами (указательным и средним, средним и безымянным).

·        «Лепешка». Скатать шарик. Положить шарик на доску и прижать сверху.

 Наблюдения за детьми в процессе лепки помогают глубже «проникнуть» в их скрытую душевную жизнь и на основании этого привести в равновесие темперамент каждого ребенка, одновременно с этим развивая его познавательную активность.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»