Методические рекомендации
по глинотерапии и воскотерапии
в логопедической практике.
(авторская разработка Кузнецовой Ольги Михайловны, учителя-логопеда, 2015 год)
Для активизации пальцевого гнозиса можно использовать упражнения с шерстяными веревочками различной степени упругости, деревянными прищепками, игры с глиной и воском.
Фундаментом подготовительного этапа для формирования речи в нашей работе является переживание ребенком движения и равновесия. Поэтому формирование этих чувств осуществляется с разных сторон, соединив речь с движением, чтобы звук как бы «вытанцовывался».
При этом имеются в виду два направления работы: соединение речи с телесным движением и переживание движения.
Первое служит формированию телесной моторики, углублению чувства собственного движения и равновесия.
Второе связано с жизнью представлений и соответствующей «внутренней» работой. Сопровождая речь все новыми и новыми упражнениями - топаньем, хлопаньем, плетением, вязанием, лепкой, мы одновременно осваиваем «телесную географию» и упражнения в ловкости.
На этой основе через развитие тактильных ощущений, достигаемое благодаря работе с природным материалом – пчелиным воском и глиной, формируется кинестетическое и кинетическое ощущение ручных и артикуляторных движений.
На начальном этапе работ дети являются только слушателями. Дети узнают о жизни и труде пчел, о свойствах воска, глины, шерсти. Вступительные беседы обогащают представления детей о предметах и явлениях окружающего мира.
Применяя в обучении глину и воск с терапевтическими целями, можно параллельно добиться обучающего эффекта, направленного на развитие у детей анализирующего восприятия предметов, на формирование действий по их обследованию, на усвоение правильных словесных обозначений признаков. Глина и воск имеют цвет, запах, величину, форму, воспринимаемые при помощи органов чувств, но обладают и скрытыми признаками, не поддающимися непосредственному восприятию (хрупкость, переход из одного состояния в другое и т.д.). Для усвоения детьми скрытых признаков различных предметов организовываются поисковые действия, направленные на определенный результат. Например, дети путем проб выявляют свойства этих веществ: воск - легкий, плавает в воде, расплавляется на огне; глина тяжелая, растворяется в воде, сохнет на огне, изделия из глины не пропускают воду. Чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира является основой психического развития детей. Познавательная активность детей в лепке как целенаправленное, интенсивное усвоение знаний позволяет сформировать быстроту мышления, творческие способности и на этой основе – желание самореализации. Уникальным в работе с глиной и воском является и то, что воздействие лепки положительно влияет на характер и темперамент ребенка.
Упражнения:
· Лепим из воска;
· Лепим из глины;
· Нанизываем на нить плоды рябины;
· Свободное похлопывание кистями рук по восковому шарику поочередно;
· Свободное постукивание пальцами рук по восковому шарику одновременно:
Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп,
Слепим мы большой пирог.
· Растирание ладоней восковым шариком.
· Восковой шарик положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая темп
· «Кружочки». Слепить восковые кружочки, разложить на столе:
-Раз-кружок, два - кружок,
Раз-шажок, два - шажок.
Наши пальчики шагают,
На кружочки наступают (поочередно нажимать каждым пальцем на соответствующий кружок).
· «Орешки». Дети удерживают восковой шарик между разными пальцами (указательным и средним, средним и безымянным).
· «Лепешка». Скатать шарик. Положить шарик на доску и прижать сверху.
Наблюдения за детьми в процессе лепки помогают глубже «проникнуть» в их скрытую душевную жизнь и на основании этого привести в равновесие темперамент каждого ребенка, одновременно с этим развивая его познавательную активность.