ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Когнитивный подход к формированию лексических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
(Авторский подход Кузнецовой Ольги Михайловны, учителя-логопеда)
В национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2020 года прописаны целевые ориентиры развития образования, одним из которых является обеспечение каждому ребенку до поступления в первый класс возможности освоить программы дошкольного образования и полноценно общаться на языке обучения.
В президентской инициативе «Наша новая школа» указывается на необходимость создания условий для полноценного включения в образовательное пространство детей и их успешной социализации.
Однако, как показывает практика, значительная часть современных детей изначально обречены на дезадаптацию в обществе, на трудности в усвоении школьно-значимых функций. Это связано с тенденцией увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья.
Об этом свидетельствуют данные многих отечественных исследователей: Б.Н. Алмазова, Е.М. Мастюковой, Н.С.Жуковой, Т.Б.Филичевой.
В моей педагогической концепции речь пойдет о детях с общим недоразвитием речи III уровня. У этой категории детей наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур; фонетики, лексики, грамматики. Следовательно, преодоление и предупреждение общего недоразвития обеспечивается единством в развитии всех сторон речи.
Меня интересует проблема развития лексической стороны речи, т.к. анализ результатов собственного исследования речевых функций у детей с ОНР III уровня показал ограниченность словаря в активном и пассивном плане. Особенно затруднен процесс накопления словарных единиц, наблюдается недостаточность отбора слов, невозможность восприятия семантического строения слова; словарь хаотичен, неупорядочен.
Кроме того, важно отметить, что лексические недостатки приводят к аграмматизму, недоразвитию фонематических процессов и связной речи. В совокупности эти нарушения тормозят процесс подготовки детей с ОНР к школе и отрицательно влияют на их дальнейшую социальную адаптацию.
Таким образом, проблема развития лексической стороны речи у детей с ОНР актуальна тем, что сформированность этого компонента структуры языка является необходимой при поступлении в школу.
Методологической и теоретической основой для изучения проблемы развития лексики явились следующие положения:
- о механизмах формирования речи в норме и патологии (З.А.Репина, А.Н. Леонтьев, А.Н. Гвоздев);
- о когнитивном аспекте усвоения лексических значений, развитии семантики детской речи (Т.В.Туманова, Е.И.Тихеева, Ф.А.Сохин);
- о связи мышления и речи; теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, И.Т.Власенко, Н.И. Жинкин, А.А.Леонтьев);
- коррекционной направленности процесса обучения (Т.А.Власова, Р.Е. Левина, Т.Б.Филичева, Г. В.Чиркина).
Опираясь на научные факты, анализ разных методических подходов (Т.А.Ткаченко, Н.В.Нищева, З.Е.Агранович, С.В. Коноваленко), а также на собственный педагогический опыт, возникла необходимость осмыслить сложившуюся традиционную методику коррекции речи и выделить собственную педагогическую концепцию формирования лексической стороны речи у детей с ОНР.
Педагогическая концепция заключается в когнитивном подходе к языку путем системного воздействия на развитие лексической стороны речи, включающего инновационные методы и приемы обучения с целью коррекции речевых нарушений и формирования языковой компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
В основу построения педагогической концепции положены следующие принципы:
-принцип комплексного подхода. В процессе обучения обязательно учитываются когнитивные возможности ребенка и особенности его речевого развития;
-принцип индивидуализации. Выбираем приемы, методы обучения доступные разным категориям детей;
- принцип системности. Развиваем речь как сложную функциональную систему, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии.
Предложенная педагогическая концепция отличается новизной, т.к. при изучении лексических единиц рассматривается не только значение, но и происхождение слова.
Языковой материал подвергается глубокому анализу по средствам ссылки на различные словари (толковый, этимологический, фразеологический).
Кроме того, лексический материал рассматривается с позиции ментальности.
Мое видение педагогической концепции позволило выстроить целостную модель формирования лексической стороны речи у детей с ОНР III уровня на основе инновационных подходов к обучению.
1 этап Исходно-диагностический |
· Определение индивидуальных возможностей детей;
· Определение уровня сформированности лексической стороны речи (методика Р.Е.Левиной, Г.В. Чиркиной);
· Выявление показаний языкового сознания с использованием метода прямого толкования (эксперимент). |
2 этап Коррекционно-развивающий |
Уточнение словаря запаса
-Отбор структурирования лексического материала (формирование лексических тем);
-Выделение существенных признаков;
-Закрепление предметной отностительности слов (предмет-признак действия) |
|
Обогащение словаря параллельно с формированием познавательной деятельности
-Изучение семантики и этимологии лексических единиц (авторский подход);
-Построение смысловых ассоциаций (синонимы, антонимы, родственные слова);
-Анализ образных выражений, слов переносного значения (авторский подход);
-рассматривание лексических единиц с позиции ментальности (авторский подход). |
|
Активизация словаря
-Решение словесно-логических задач;
-Моделирование речевых ситуаций;
-Построение синтаксических инструкций;
-Составление различных видов рассказов. |
3 этап Итогово-диагностический |
· Определение уровня сформированности лексики;
· Определение уровня языкового сознания (эксперимент);
· Анализ результатов деятельности. |
Результатом реализации концептуально новых подходов является:
1. Значительное увеличение «хранилища» - словаря детей.
2. Появление способности к спонтанному развитию словаря.
3. Увеличение отбора языковых знаков и оперирование ими в процессе общения.
4. Создание благоприятных условий для развития грамматической стороны речи, фонематических процессов, программирования связного высказывания.
Кроме того инновационные подходы к обучению позволяют не только вывести словарь на более качественный уровень, но и оказать положительное влияние на развитие личности ребенка в целом.