Тезаурус (Основные понятия слов, указанных ниже)
(Составитель Кузнецова Ольга Михайловна, учитель-логопед, 2012 год)
Амимия - отсутствие или ослабление выразительности лицевой мускулатуры.
Артикуляционный аппарат – речевые органы: губы, язык, мягкое небо, голосовые связки.
Артикуляция - деятельность речевых органов, связанная с произнесением звуков речи и различных их комплексов, составляющих слоги, слова.
Анализатор - сложная анатомо-физиологическая система, обеспечивающая восприятие, анализ и синтез раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды.
Гиперкинез - чрезмерные непроизвольные движения, группа двигательных расстройств, возникающих при органических нарушениях нервной системы.
Дизартрия - нарушение звукопроизношения, обусловленное органической недостаточностью иннервацией речевого аппарата. Возникает в результате различных органических поражений ЦНС.
Двигательные умения - степень овладения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составных частях движения и способах решения двигательных задач.
Дети с нарушениями речи - дети с сохранным слухом и интеллектом, страдающие резко выраженными отклонениями в развитии речи.
Диагностика - количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений с помощью специально разработанных научных методов.
Здоровьесберегающие технологии - система мер по охране и укреплению здоровья детей, учитывающая важнейшие характеристики развивающей образовательной среды и условия жизни ребенка в детском саду, школе, семье.
Коммуникация - способ общения и передача информации от человека к человеку в виде письменных и устных сообщений, языка, телодвижений.
Компетентность - общий оценочный термин, обозначающий способность к деятельности «со знанием дела»; степень выраженности присущего человеку профессионального опыта, черта личности заключающаяся в способности правильно оценивать сложившуюся ситуацию, принимать в связи с эти нужное решение и достигать результата.
Коррекция - система медико - педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков в развитии
Логоритмика - способ коррекции речи, который опирается на сочетание слова, музыкального ритма и включает в себя ритмичные движения тела в соответствии с музыкой.
Моторика - движения, двигательные функции.
Мышечный тонус - состояние упругости и вязкости мышечного пучка.
Методические рекомендации - методическое издание содержащее комплекс кратких и четко сформулированных указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания. Методические рекомендации разрабатываются на основе изучения или обобщения опыта педагогов или проведенного исследования.
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы.
Просодика - мелодико-интонационная сторона речи.
Праксис - предметные действия.
Педагогическое воздействие - влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитанника, организацию его деятельности и общения в интересах формирования знаний, умений, навыков, определенных качеств личности.
Речевая компетентность - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизни важных для данного возраста ситуаций общения.
Речевое нарушение - группа различных резко выраженных отклонений в речевой деятельности, затрагивающих либо только фонетическую сторону речи либо ее смысловую сторону, словарный запас, грамматический строй, либо сочетание всех компонентов речи.
Ритмическая способность - умение последовательно передавать звуки, имеющие смысловое и выразительное значение.
Релаксация - расслабление, общее состояние покоя после физических усилий.
Синкинезия - содружественные движения, относящиеся к группе двигательных расстройств, связанных с органическими нарушениями нервной системы.
Социальная адаптация - результата взаимодействия личности и социальной среды, который приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы.
Социализация – процесс и результат усвоения индивидом социального опыта.
Темп - скорость движения, чередование метрических единиц.
Тремор - «дрожание». Непроизвольные ритмические колебания конечностей, головы, всего тела.
Фонема - звуковая единица языка, служащая для различения слов или их форм.