Комплекс упражнений по развитию ручного и артикуляционного праксиса.
(Составитель Кузнецова Ольга Михайловна, учитель-логопед, 2014 год)
Учитывая особенности нарушений ручной и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией, коррекционная работа осуществлялась по следующим направлениям:
- формирование кинестетисеской основы движения, т.е. воспитание кинестетических афферентаций ручных и артикуляторных движений, организация двигательных импульсов, направляемых к определенным группам мышц.
- формирование кинетической основы движений, т.е. объединение и обобщение последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип, превращение отдельных двигательных навыков в плавные, серийно организованные двигательные навыки; развитие статической координации движений (как ручных, так и артикуляторных).
В процессе работы используются:
в адаптированном варианте статические упражнения, предложенные
А. Р. Лурия, Н. И. Озерецким, О.С. Бот с функциональными нагрузками для развития моторного праксиса;
· наклонить руку, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянут вверх;
· опустить кисть правой руки вниз, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянут вправо;
· слегка согнуть пальцы правой (левой) руки, сжимая кулак, оставив сверху отверстие;
· вытянуть одновременно указательные пальцы и мизинцы обеих рук, остальные пальцы сжаты и т. д.
· опустить кисть правой руки вниз, все пальцы, кроме большого сжаты, большой палец вытянут вправо.
· опустить кисть левой руки вниз, все пальцы, кроме большого сжаты, большой палец вытянут вправо.
· сжать кулаки, вытянув большие пальцы вверх.
· правую (левую) руку сжать в кулак, на него сверху горизонтально положить кисть левой (правой) руки.
· правую (левую) руку сжать в кулак, к нему прислонить вертикально кисть левой (правой) руки.
· слегка согнуть пальцы правой (левой) руки, сжимая кулак, оставив сверху отверствие.
· соединить наклонно пальцы правой и левой руки, большие пальцы при этом прижаты к ладони.
· кисти рук в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только большие пальцы отведены в сторону.
· вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальцы сжаты.
в адаптированном варианте статические упражнения с функциональными нагрузками для развития артикуляторного праксиса, предложенные Е. Ф. Соботович и Р. И. Лалаевой;
- упражнения на определение положения кончика языка (приподнят или опущен);
· произнести звук «и» перед зеркалом и определить, как работают губы при его произнесении и кончик языка.
· произнести звук «и» перед зеркалом и определить, как работают губы при его произнесении; при затруднениях в ответе задавался дополнительный вопрос: «Скажи, губы растянуты в улыбочке или вытянуты трубочкой вперед»
· произнеси звук «у» перед зеркалом и определить, как работают губы при его произнесении.
· произнести перед зеркалом сочетание звуков ИУ, УИ и определить последовательную работу губ при произнесении.
· произнести звук «и» без зеркала и определить, какое движение совершают губы.
· произнести звук «у» без зеркала и определить, какое движение совершают губы.
· произнести без зеркала сначала звук «и», затем звук «у» и определить, как работают губы при их произнесении.
· определить звук по беззвучной артикуляции логопеда: «и» или «у».
· определить по беззвучной артикуляции последовательность звуков, произнесенных один за другим (И У), (У И), и произнесенных слитно (ИУ, УИ)
· произнести звук «у» перед зеркалом и определить, как работают губы при его произнесении и кончик языка;
· определить по беззвучной артикуляции последовательность звуков, произнесенных один за другим «и» , « у» , «у» « и» и произнесенных слитно – иу, уи.
упражнения на различение узкого и широкого кончика языка;
для выполнения задания детям предлагались упражнения, аналогичные применяемым при формировании кинестетических ощущений положения языка.
упражнения на активизацию артикуляционной мускулатуры;
· активизация двубрюшной, челюстно - подъязычной и подбородочно-язычной мышц: открыть рот, подержать его открытым под счет от 1 до 5-7, закрыть;
· активизация квадратной губной нижней и верхней мышцы: оттянуть нижнюю губу книзу, удержать под счет от 1 до 6-8, вернуть в исходное состояние;
· активизация щечных мышц: растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удержать под счет от 1 до 5-7 в исходное положение;
· растянуть в улыбке только правый (левый) уголок губы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удержать под счет от 1 до 6-8, вернуть в исходное положение;
и т.д.
динамические упражнения с функциональными нагрузками
для развития отдельных компонентов моторного праксиса;
Развитие динамической координации артикуляторных движений осуществлялось в сериях движений, выполнявшихся последовательно и одновременно. Работа над каждым упражнением проводилась в определенной последовательности:
- показ упражнения;
- выполнение упражнения детьми перед зеркалом;
- сравнение правильного и неправильного вариантов выполнения упражнения, нахождение ошибок;
- выполнение упражнения без зеркала.
динамические упражнения с функциональными нагрузками для развития мелкой моторики в движениях, выполняемых последовательно:
· поочередное прикосновение большим пальцем к указательному пальцу, среднему, безымянному и мизинцу в обычном и максимальном темпе.
· то же самое другой рукой.
· то же самое одновременно двумя руками.
· пальцы правой (левой) руки «здороваются» по очереди с пальцами левой (правой) руки (похлопывание подушечками пальцев, начиная с большого)
· пальцы правой руки, начиная с большого, по очереди приставляются подушечками к пальцам левой руки.
· поочередное сгибание пальцев правой (левой) руки, начиная с мизинца.
· сжать правую (левую) руку в кулак, поочередно разгибая пальцы, начиная с большого.
· сжать правую (левую) руку в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца.
· положить кисть правой (левой) руки перед собой (в положении игры на рояле), выполнить последовательно движения первым и вторым пальцами, первым и пятыми т.д.
· скатать пальцами правой (левой) руки лист папиросной бумаги в компактный шарик, не помогая другой рукой;
динамические упражнения с функциональными нагрузками для развития мелкой моторики в движениях, выполняемых одновременно:
· укладывание горошин в корзину одновременно обеими руками (лежащие на столе горошины брать большим и указательным пальцами);
· сжимать – разжимать кулаки в разнобой (когда правая рука сжата в кулак, левая расправлена и наоборот);
· отбивать (в удобном темпе) по одному такту правой (левой) рукой, одновременно описывая в воздухе указательным пальцем левой ( правой) руки небольшой кружок;
· взять в правую и левую руку по карандашу и одновременно постукивать ими по бумаге, стараясь не попадать одновременно в одну и туже точку дважды (порядок расставления точек произвольный).
· одновременное выбрасывание вперед кистей рук, пальцы одной из которых сжаты в кулак, другой - поставлены в позу кольца.
· пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги правильной формы любого размера, но одинаковые для обеих рук. Правой рукой круги описывать по часовой стрелке, левой- в обратном направлении.
· отбивать в удобном темпе по одному такту правой (левой) рукой, ударяя одновременно по столу указательным пальцем левой (правой) руки.
динамические упражнения с функциональными нагрузками для развития артикуляционного праксиса в движениях, выполняемых последовательно:
· растянуть губы в улыбку, обнажив верхние и нижние резцы, вытянуть губы вперед «трубочкой»;
· оскалить зубы, а затем высунуть язык;
· оскалить зубы, вытянуть язык, зажать его зубами;
· сделать язык широким, затем узким (повторить несколько раз);
· поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю (повторить это движение несколько раз).
· прижать кончик языка за верхние, затем за нижние резцы (повторить это движение несколько раз).
· поднять язык наверх, положить его между зубами, оттянуть назад.
· построить «мостик» (кончик языка прижат к нижним резцам, передняя часть спинки языка опущена, средняя приподнята, образуя с твердым небом щель, задняя опущена, боковые края подняты и прижаты к верхним боковым зубам), сломать его, снова построить, снова сломать и так несколько раз.
упражнения с функциональными нагрузками для развития артикуляционного праксиса в движениях, выполняемых одновременно:
· высунуть язык вперед, одновременно поднимая кончик языка вверх;
· высунуть язык вперед, одновременно опуская кончик языка вниз;
· высунуть язык и одновременно вытянуть губы вперед «трубочкой»;
· совершить одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком вправо;
· совершить одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком влево.
артикуляционно- пальчиковый игротренинг.
Данный вид деятельности осуществляется с целью совершенствования координации артикуляционно-пальчиковой моторики.
«Сказка про кота, который хотел научиться говорить».
Жил – был котенок, очень грустный котенок. Да и откуда было взяться веселью, если он не мог разговаривать.
Дети принесли котенка в детский сад. «Что-ж, - сказала логопед, - давайте попробуем научить котенка говорить, только учиться будем вместе, а для этого будем делать гимнастику для языка и пальчиков.
У наших язычков есть домики. Догадались, что это за домик?
Правильно! Этот домик- рот. Непоседливый язык не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык).
Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке
( упражнение «Лопаточка» - язык лежит на нижней губе, руки сложены вместе тыльной стороной вверх).
Подул легкий ветерок, язычок поежился (упр. «Стрелочка»- язык максимально высовывается вперед, указательные пальцы выпрямляются вперед).
А на улице идет дождь, барабанит по крышам (упр. «Барабан»- язык стучит в зубы, произносим «д- д-д», одновременно кулачками стучим то по правой, то по левой руке «д- д-д»)……и т.д.