Материалы для исследования состояния речевой и двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 16»

Камышловского городского округа

Персональный сайт

Кузнецовой Ольги Михайловны, учителя-логопеда.

                                                                                                       

Материалы для исследования состояния речевой и двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста

 

 

Материалы для исследования состояния речевой и двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста.

(Составитель Кузнецова Ольга Михайловна, учитель-логопед, 2013 год)

 

В процессе обследования детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья нарушениями руководствовались методами обследования детей, с нарушениями речи, предложенными  Р.Е.Левиной, Г.В.Чиркиной, Л.Ф.Спировой, З.А. Репиной, тестами по исследованию двигательных функций рекомендованными А.Р. Лурия, Н.И. Озерецким, М.Б. Эйдиновой. Указанные выше приемы и методы обследования были адаптированы с учетом целей исследования, и особенностями контингента детей.

Обследование состояло из основных блоков:

1.     Исследование состояния общей моторики;

2.     Исследование состояния произвольной моторики пальцев рук;

3.     Исследование  артикуляционного праксиса;

4.     Исследование фонетической стороны речи;

5.     Исследование лексической стороны речи;

Блок № 1.

Цель: Определение состояния общей моторики.

Прием № 1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб.

Содержание задания:

Педагог показывает четыре движения для рук и предлагает их повторить: руки вперед, вверх,в стороны, на пояс.

Отмечается характер выполнения: качество, правильность, последовательность выполнения движений.

Прием № 2.Исследование произвольного торможения движений.

Содержание задания: маршировать и резко останавливаться по сигналу.

Отмечается характер выполнения: плавность и точность  движений ног, соответствие двигательной реакции сигналу.

Прием № 3. Исследование статической координации движений.

Содержание задания:

1 задание. Стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, что бы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты в перед.

Задание выполняется в течение 5 секунд по два раза для каждой ноги.

2 задание. Стоять с закрытыми глазами, руки вытянуты вперед, пальцы расставлены, рот широко открыт. Время выполнения задания 5 секунд.

Отмечается характер выполнения: свободно выдерживает позу или с напряжением, балансирует туловище или нет, не открывает ли глаза.

Прием № 4.Исследование динамической координации движений.

Содержание заданий.

1 задание. Маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями.

2задание. Выполнять  подряд 5 приседаний на носках.

Отмечается характер выполнения: Удается ли выполнить чередование шага и хлопка, выполняет правильно или с нарушением, раскачиваясь, балансируя туловищем, руками.

Прием № 5. Исследование пространственной организации движений.

Содержание заданий.

1 задание. Правой рукой коснуться левого уха. Правой рукой левой ноги.

2 задание. Повернуться кругом.

Отмечается характер выполнения: ошибки в пространственной координации, неуверенность при выполнении.

Прием № 6. Исследование темпа и ритма движений.

Содержание заданий.

1 задание. Письменная проба: чертить на бумаге палочки в течение 15 секунд в произвольном темпе; следующие 15 секунд чертить как можно быстрее; затем еще 15 секунд чертить в первоначальном темпе.

2 задание. Музыкальное эхо: педагог ударяет в определенном ритме по бубну, ребенку предлагается повторить услышанное.

Отмечается характер выполнения: темп нормальный, замедленный или ускоренный. Воспроизведение ритмического рисунка точное или неточное.

Блок № 2.

Цель: Определение состояния произвольной моторики пальцев рук.

Прием № 1. Исследование статической координации движений.

Содержание заданий:

1 задание. Сначала по примеру педагога, а затем по словесной инструкции распрямить ладонь правой руки (пальцы вместе) и удерживать в этом положении, считая до 15. Тоже выполнить левой рукой.

2 задание. Выполнить эту же пробу обеими руками одновременно.

3 задание. Показать второй и третий пальцы на обеих руках одновременно, 5-8 раз.

Прием № 2. Исследование динамической координации движения.

Содержание заданий.

1 задание. Держа ладони на поверхности стола, разъединять – соединять пальцы 5-8 раз.

2 задание. Распрямляя одну ладонь, сжимать в кулак другую 5-8 раз.

3 задание. Сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь 5-6 раз.

Прием № 3 Исследование динамической координации движения больших пальцев рук.

Содержание заданий.

1 задание: зажать кулак, большой палец отвести так, что бы он находился под углом 90 градусов к остальным пальцам руки.

2 задание: ритмично отводить- прижимать большой палец другим пальцем под счет до 30 раз.

Отмечается характер выполнения: плавность, точность выполнения проб; скованность, напряженность движений, нарушение переключения от одного движения к другому; наличие геперкинезов, невозможность удержания заданной позы.

Блок № 3

Цель: Определение состояния функций артикуляционного аппарата.

Прием № 1. Исследование двигательной функции губ.

Содержание заданий.

1 задание: Сомкнуть губы

2 задание: вытянуть губы в трубочку, удержать позу.

3 задание: опустить нижнюю губу так чтобы были видны нижние зубы.

Прием № 2. Исследование двигательной функции челюсти.

Содержание заданий.

1 задание: сделать движение нижней челюстью вправо;

2 задание: сделать движение нижней челюстью влево;

3 задание: сделать движение нижней челюстью вперед;

Прием № 3 Исследование двигательной функции языка.

Содержание заданий.

1 задание: положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;

2 задание: переводить кончик языка поочередно правого угла в левый угол не касаясь губ;

3 задание: поднять кончик языка к верхним губам, подержать под счет от 1 до 5

4 задание: тянуть язык к подбородку, затем произвести движение кончиком языка по верхней губе.

Прием № 4. Исследование функций мягкого неба.

Содержание заданий.

1 задание: широко открыть рот и четко произнести звук « А»

2 задание: при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи.

Прием № 5 . исследование продолжительности и силы выдоха.

Содержание заданий.

1 задание: поиграть на любом игрушечном игровом инструменте.

2 задание: поддувать пушинки, листок бумаги.

Прием № 6. Исследование мимической мускулатуры.

Содержание заданий:

1 задание: «мы худышки». Посмотри на картинку и покажи как мальчики втянули щеки;

2 задание: мальчик сердится. Посмотри на мальчика и покажи как он сердится, нахмурь брови.

Отмечается характер выполнения: при исследование функций артикуляционного аппарата отмечается: правильность и полнота выполнения движений, истощаемость движений, замена одного движения другим, способность удерживать заданную позу, появление синкинезий, тремора, гиперкинезов, саливаций.

Блок № 4

Цель: определение состояния звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия.

Прием № 1. Исследование звукопроизношения.

Содержание заданий.

Диагностирование произношения звуков производится на основе зрительной опоры. Ребенку предлагается серия предметных иллюстраций на которых исследуемые звуки находятся в различных фонетических условиях: в начале, в середине и конце слова. Ребенку требуется ответить на вопросы «кто это?» или «что это?».

Отмечается: характер нарушения звукопроизношения, умение произносить слова с заданным звуком.

Прием № 2. Обследование фонематического слуха и восприятия.

Содержание заданий.

1 задание: различение слов – паронимов: « Я буду называть слова, а ты покажи картинку»: бочка – почка, суп-зуб, крыса-крыша.

2 задание: ребенку предлагается поднять сигнальную фишку если услышит заданный звук в названии предмета.

3 задание: ребенку предлагается внимательно слушать и повторять серию слогов с фонетически близкими звуками: ма на, да та, ка га, да на, жа ша, са ца.

Отмечается состояние фонематического слуха и восприятие: нарушение в различении звуков близких по способу и месту образования, по акустическим признакам, нарушение дифференциации слов – паронимов, слов близких по звуковому составу.

Блок № 5. исследование лексической стороны речи.

Цель: определение состояния словарного запаса.

Материалом данного исследования служат предметные и сюжетные картинки.

Прием № 1. Слова обозначающие предметы.

Содержание заданий.

1 задание:  назвать предметы изображенные на картинках

2 задание: назвать предметы по описанию: круглая, сладкая, красная – назови, что это?

3 задание: назвать детенышей животных кошки, собаки, лошади, волка, лисы.

4 задание: назвать предметы одним словом: стол, стул, шкаф, кресло (мебель).

Малина, клубника, смородина, крыжовник (ягоды).

Прием № 2. Слова, обозначающие действия.

Содержание задания.

Ребенку задаются вопросы: что делает повар, дворник, художник?

Что делает щенок, котенок, птица?

Прием № 3. Слова, обозначающие признаки предметов.

Содержание заданий:

1 задание. Описать предметы по их признакам: яблоко- вкусное, красное, сладкое….(лимон, солнце, ветер)

2 задание. Описать повадки, внешний вид животных и птиц: лиса- хитрая, рыжая, пушистая…..(воробей, волк).

Прием № 4. Слова, обозначающие признаки действий.

Содержание задания:

Как передвигается черепаха? (спокойно, тихо, медленно).

Как волк гонится за добычей?

Прием № 5. Подбор слов антонимов.

Содержание задания.

Подобрать слова противоположные по смыслу словам: большой, холодный, чистый, говорить.

Прием № 6. Подбор слов синонимов.

Содержание задания.

Подобрать слова близкие по смыслу словам: врач, громкий, бежит.

Прием  7. Подбор родственных понятий.

Содержание задания.

Подобрать к словам родственные понятия (скворец, лес, кот, вода).

В данном исследовании оценивается: объем активного словаря ребенка (соответствует возрасту, ограничен); соотношение употребления слов различных частей речи (существительных, глаголов, прилагательных, наречий);

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»