Педагогическая концепция. Когнитивный подход к формированию лексических средств языка у детей.

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 16»

Камышловского городского округа

Персональный сайт

Кузнецовой Ольги Михайловны, учителя-логопеда.

                                                                                                       

Педагогическая концепция. Когнитивный подход к формированию лексических средств языка у детей.

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Когнитивный подход к формированию  лексических  средств языка  у  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

(Авторский подход Кузнецовой Ольги Михайловны, учителя-логопеда)

 

В национальной доктрине образования в Российской  Федерации на период до 2020 года прописаны целевые ориентиры развития образования, одним из которых является обеспечение каждому ребенку до поступления в первый класс возможности освоить программы дошкольного образования и полноценно общаться на языке обучения.

В президентской инициативе «Наша новая школа» указывается на необходимость создания условий для полноценного включения в образовательное пространство детей и их успешной социализации.

Однако, как показывает практика, значительная часть современных детей изначально обречены на дезадаптацию в обществе, на трудности в усвоении школьно-значимых функций. Это связано с тенденцией увеличения количества детей с ограниченными возможностями  здоровья.

Об этом свидетельствуют данные многих отечественных исследователей: Б.Н. Алмазова,  Е.М. Мастюковой, Н.С.Жуковой, Т.Б.Филичевой.

         В моей педагогической концепции речь пойдет о детях с общим недоразвитием речи  III уровня. У этой категории детей наблюдается недостаточная  сформированность  всех языковых структур; фонетики, лексики, грамматики. Следовательно, преодоление и предупреждение общего недоразвития обеспечивается единством в развитии всех сторон речи.

Меня интересует проблема развития лексической стороны речи, т.к. анализ результатов собственного исследования речевых функций у детей с ОНР III уровня показал ограниченность словаря в активном и пассивном плане. Особенно затруднен процесс накопления словарных единиц, наблюдается недостаточность отбора слов, невозможность восприятия семантического строения слова; словарь хаотичен, неупорядочен.

Кроме того, важно отметить, что лексические недостатки приводят к аграмматизму, недоразвитию фонематических процессов и связной речи. В совокупности эти нарушения тормозят процесс подготовки детей  с ОНР к школе и отрицательно влияют на их дальнейшую социальную адаптацию.

 Таким образом, проблема развития лексической  стороны речи у детей с ОНР актуальна тем, что сформированность этого компонента  структуры языка является необходимой  при поступлении в школу.

Методологической и теоретической основой  для изучения проблемы развития лексики явились следующие положения:

- о механизмах формирования речи в норме и патологии (З.А.Репина, А.Н. Леонтьев, А.Н. Гвоздев);

-  о когнитивном аспекте усвоения лексических значений, развитии семантики детской речи (Т.В.Туманова, Е.И.Тихеева, Ф.А.Сохин);

- о связи мышления и речи; теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, И.Т.Власенко, Н.И. Жинкин, А.А.Леонтьев);

- коррекционной направленности процесса обучения (Т.А.Власова, Р.Е. Левина, Т.Б.Филичева, Г. В.Чиркина).

         Опираясь на научные факты, анализ разных методических подходов (Т.А.Ткаченко, Н.В.Нищева, З.Е.Агранович, С.В. Коноваленко), а также на собственный педагогический опыт, возникла необходимость осмыслить  сложившуюся традиционную методику коррекции речи и выделить собственную педагогическую концепцию формирования лексической стороны речи у детей с ОНР.

Педагогическая концепция  заключается в когнитивном подходе к языку путем системного воздействия на развитие лексической стороны речи, включающего инновационные методы и приемы обучения с целью коррекции речевых нарушений и формирования языковой компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

В основу построения педагогической концепции положены следующие принципы:

-принцип комплексного подхода. В процессе обучения обязательно учитываются когнитивные возможности ребенка и особенности его речевого развития;

-принцип индивидуализации. Выбираем приемы, методы обучения доступные разным категориям детей;

- принцип системности. Развиваем речь как сложную функциональную систему, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии.

         Предложенная педагогическая концепция отличается новизной, т.к. при изучении лексических единиц рассматривается не только значение, но и происхождение слова.

Языковой материал подвергается глубокому анализу по средствам ссылки на различные словари (толковый, этимологический, фразеологический).

Кроме того, лексический материал рассматривается с позиции ментальности.

Мое видение педагогической концепции позволило выстроить целостную модель формирования лексической стороны речи у детей с ОНР III уровня на основе инновационных подходов к обучению.

1 этап  Исходно-диагностический

·        Определение индивидуальных возможностей детей;

·        Определение уровня сформированности лексической стороны речи (методика Р.Е.Левиной, Г.В. Чиркиной);

·        Выявление показаний языкового сознания с использованием метода прямого толкования (эксперимент).

 

2 этап  Коррекционно-развивающий

Уточнение словаря запаса

-Отбор структурирования лексического материала (формирование лексических тем);

-Выделение существенных признаков;

-Закрепление предметной отностительности слов (предмет-признак действия)

 

Обогащение словаря параллельно с формированием познавательной деятельности

-Изучение семантики и этимологии лексических единиц (авторский подход);

-Построение смысловых ассоциаций (синонимы, антонимы, родственные слова);

-Анализ образных выражений, слов переносного значения (авторский подход);

-рассматривание лексических единиц с позиции ментальности (авторский подход).

Активизация словаря

-Решение словесно-логических задач;

-Моделирование речевых ситуаций;

-Построение синтаксических инструкций;

-Составление различных видов рассказов.

3 этап  Итогово-диагностический

·        Определение уровня сформированности лексики;

·        Определение уровня языкового сознания (эксперимент);

·        Анализ результатов деятельности.                                            

 

 

 

 

 

 

 

Результатом реализации концептуально новых подходов является:

1.     Значительное увеличение «хранилища»  - словаря детей.

2.     Появление способности к спонтанному развитию словаря.

3.     Увеличение отбора языковых знаков и оперирование ими в процессе общения.

4.     Создание благоприятных условий для развития грамматической стороны речи, фонематических процессов, программирования связного высказывания.

Кроме того инновационные подходы к обучению  позволяют  не только вывести словарь на более качественный уровень, но и оказать положительное влияние на развитие личности ребенка в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»