Экспериментальное исследование по изучению особенностей восприятия лексической темы "Еда"

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 16»

Камышловского городского округа

Персональный сайт

Кузнецовой Ольги Михайловны, учителя-логопеда.

                                                                                                       

Экспериментальное исследование по изучению особенностей восприятия лексической темы "Еда"

 

                                                                                ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ.

 

 Изучение особенностей восприятия лексической темы «Еда»  детьми

      старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

 

(Исследование Кузнецовой Ольги Михайловны,

учителя-логопеда, 2014 год)

С целью изучения особенностей восприятия лексической темы «Еда» детьми старшего дошкольного возраста был проведен эксперимент по выявлению показаний языкового сознания с использованием метода прямого толкования. В эксперименте принимали участие 10 детей пятилетнего возраста, посещающие МАДОУ № 16 города  Камышлова. У всех детей отмечается общее недоразвитие речи 3 уровня. 

Предлагалось несколько слов (наиболее частотных), входящих в концептосферу «Еда». Поскольку дошкольники не умеют писать, толкование каждой лексической единицы записывалось со слов детей.

Для раскрытия лексического значения слов – стимулов использовался толковый словарь русского языка (С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова).

Фрагмент.

 

 

 

     Слова – стимулы

                  Ответы  детей

Еда,- ы, ж.

1)То же, что пища; 

(данные СОШ).

Пища – и, ж.

1)То, что едят;

 

2)То, чем питаются.

        1)это овощ;

1)    это еда (4);

2)    это, чтоб я  расти;

3)    вкуснятина;

4)    которую едят (2);

5)    это, что мы кушкаем всегда.

Каша, - и, ж.

1) Кушанье из сваренной;

2)или запаренной крупы.

     1)ее варят из круглых крошек;

1)    это витамина;

2)    это еда из манки и масла (2);

3)    еда из риса;

4)    это из молоко (2);

5)    гречневая;

6)    еда  из-за  гречи;

7)    бывает из гуркулеса.

Хлеб, - а, м.

1) Пищевой продукт;

2)выпекаемый из муки.

     1)еда со пшеном; (3);

1)    с супом едят;

2)    еда из крошек;

3)    ее едят, когда горячо;

4)    сухумятка;

5)    это корочка ;

6)    хрумкий;

7)    делают из зерна.

Пюре, нескл., ср. 1)Приправа к кушанью;

2) из протертых овощей; 3) также вообще протертая масса;

4)из фруктов, ягод или овощей.

     1)это мятая картошка;

1)    еда из картошки и соли (2);

2)    делается из масла;

3)    это картошка (2);

4)    вкуснота;

5)    это всем детям вкусно. Сначала он со с картошкой, а потом каша;

6)    это фрукты или  картошка;

7)    Это  картошку долбят.

 

Сосиска, - и, ж. 1)Небольшая;

2)тонкая;

3) колбаска; 4)употребляемая обычно в вареном виде.

      1)это похожее на овощ;

1)    это завертели  в тесто;

2)     из мяса (2);

3)    колбаска вкусная;

4)    колбаса (3);

5)    это мясо из фарша;

6)    она маленькая, ее можно на вилку держать.

Мармелад, - а, м. 1)Конфеты;

2) или густая сладкая масса;

3) вырабатываемая из фруктово –ягодных соков;

4) желейных веществ и сахара.

1)    это вредительное,  там много сахара;

2)    сладость и  варенья;

3)    конфета (2);

4)    кушанье конфетиное;

5)     сладость из сахара;

6)    некусательная конфета;

7)    это мягкие конфеты;

8)    вкусность;

9)    конфета из киселя.

Запеканка, - и, ж. 1)Запеченное;

2) кушанье.

     1)яичница;

1)    это творог (3);

2)    еда из омлета;

3)    это кубик из морковки;

4)     из творожичего масла;

5)     из творога (2);

6)    это творог и сгущенка.

Торт, - а, м. 1)Кондитерское изделие; 2)из сладкого;

3) сдобного теста;

4)с кремом;

5) фруктами.

      1)вкусная сладость;

1)    сладуля из крема;

2)    круг под мукой;

3)    еда из орехов и пирожок;

4)    это шоколад;

5)    сладкая еда;

     7) сладость из зефира;

8) это известно: он сладкий и сделан из хлеба;

9) это слась (2).

 

Пирог, - а, м.

1)    Печеное изделие;

2)     из раскатанного теста;

3)     с начинкой.

 

1)    это вкусно, можно сделать каравей;

2)     из рыбы и теста;

3)    его покупают в столовой;

4)    это картошка;

5)    еда из теста;

6)    еда (2);

7)    это булочка из теста;

8)    это сухомятка;

9)    делают из треуголков.

 

Салат, - а, м.

1)    Холодное;

2)    кушанье;

3)     из мелко нарезанных овощей;

4)     яиц;

5)    мяса;

6)     или рыбы;

7)     с приправой.

     1)мое самое влюбимое блюдо;

1)    это овощи (2);

2)    там овощи и манез;

3)    еда из овощей (2);

4)    капуста;

5)    еда со горошка и кукурузы;

6)    туда добивают  все;

7)    бывает из фруктов.

 

Йогурт, - а, м. 1)Заквашенное молоко;

2) с различными добавками.

     1) молоко;

1)    еда из фруктов (2);

2)    малина;

3)    еда из творога и варенья;

4)     вкусно;

5)    это еда;

6)    чудо, его еще в магазине дают;

7)     такое беленько, как молоко;

8)    сметана с сахаром и с орешками.

 

   Для  анализа детских толкований мы  выделяли в структуре лексического значения семантические компоненты, а затем сравнивали  словарные толкования с детскими  и отмечали, какие семы являются для детей актуальными (значимыми), а какие не фиксируются в их сознании как значимые для данного понятия.

После этого делали вывод о наличии в сознании детей актуальных представлений о семантических компонентах каждого понятия.       

            Рассмотрим подробно семантическую структуру слова «мармелад». В смысловую структуру слова по словарю СОШ включаются следующие семы: 1) «конфеты»; 2) «или густая сладкая масса»; 3) «вырабатываемая из фруктово – ягодных соков»; 4) «желейных веществ и сахара».

Таким образом, выделяются четыре семы. При сопоставлении сем словарной и детской интерпретации наблюдаем следующую картину. Семы совпадают только в первом и четвертом компоненте: «конфеты», «из сахара». Именно они являются актуальными для детей. Второй и третий компоненты не используются в детских толкованиях. Значит, эти семы не фиксируются в детском сознании и не совпадают с их личным опытом в познании окружающего мира.

            В целом, при изучении лексических единиц, входящих в концептосферу «Еда» дети так объясняют номинации кушаний: «хлеб – это, ну как его, корочка и мякиш», «мармелад – это некусательная конфета». При этом дети  неверно определяют «способ приготовления», «основной продукт приготовления» того или иного кушанья: «хлеб делают из крошек», «блины варят из сметаны», «котлета сделана из маленьких штучек».

            Таким образом, можно сделать вывод, что старшие дошкольники, имеющие речевые нарушения не правильно объясняют лексическое значение, не точно отбирают языковые знаки.  В речи встречаются аграмматизмы, элементы словотворчества.  Словарь  беден,  неупорядочен.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»