Материалы для исследования состояния речевой и двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста.
(Составитель Кузнецова Ольга Михайловна, учитель-логопед, 2013 год)
В процессе обследования детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья нарушениями руководствовались методами обследования детей, с нарушениями речи, предложенными Р.Е.Левиной, Г.В.Чиркиной, Л.Ф.Спировой, З.А. Репиной, тестами по исследованию двигательных функций рекомендованными А.Р. Лурия, Н.И. Озерецким, М.Б. Эйдиновой. Указанные выше приемы и методы обследования были адаптированы с учетом целей исследования, и особенностями контингента детей.
Обследование состояло из основных блоков:
1. Исследование состояния общей моторики;
2. Исследование состояния произвольной моторики пальцев рук;
3. Исследование артикуляционного праксиса;
4. Исследование фонетической стороны речи;
5. Исследование лексической стороны речи;
Блок № 1.
Цель: Определение состояния общей моторики.
Прием № 1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб.
Содержание задания:
Педагог показывает четыре движения для рук и предлагает их повторить: руки вперед, вверх,в стороны, на пояс.
Отмечается характер выполнения: качество, правильность, последовательность выполнения движений.
Прием № 2.Исследование произвольного торможения движений.
Содержание задания: маршировать и резко останавливаться по сигналу.
Отмечается характер выполнения: плавность и точность движений ног, соответствие двигательной реакции сигналу.
Прием № 3. Исследование статической координации движений.
Содержание задания:
1 задание. Стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, что бы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты в перед.
Задание выполняется в течение 5 секунд по два раза для каждой ноги.
2 задание. Стоять с закрытыми глазами, руки вытянуты вперед, пальцы расставлены, рот широко открыт. Время выполнения задания 5 секунд.
Отмечается характер выполнения: свободно выдерживает позу или с напряжением, балансирует туловище или нет, не открывает ли глаза.
Прием № 4.Исследование динамической координации движений.
Содержание заданий.
1 задание. Маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями.
2задание. Выполнять подряд 5 приседаний на носках.
Отмечается характер выполнения: Удается ли выполнить чередование шага и хлопка, выполняет правильно или с нарушением, раскачиваясь, балансируя туловищем, руками.
Прием № 5. Исследование пространственной организации движений.
Содержание заданий.
1 задание. Правой рукой коснуться левого уха. Правой рукой левой ноги.
2 задание. Повернуться кругом.
Отмечается характер выполнения: ошибки в пространственной координации, неуверенность при выполнении.
Прием № 6. Исследование темпа и ритма движений.
Содержание заданий.
1 задание. Письменная проба: чертить на бумаге палочки в течение 15 секунд в произвольном темпе; следующие 15 секунд чертить как можно быстрее; затем еще 15 секунд чертить в первоначальном темпе.
2 задание. Музыкальное эхо: педагог ударяет в определенном ритме по бубну, ребенку предлагается повторить услышанное.
Отмечается характер выполнения: темп нормальный, замедленный или ускоренный. Воспроизведение ритмического рисунка точное или неточное.
Блок № 2.
Цель: Определение состояния произвольной моторики пальцев рук.
Прием № 1. Исследование статической координации движений.
Содержание заданий:
1 задание. Сначала по примеру педагога, а затем по словесной инструкции распрямить ладонь правой руки (пальцы вместе) и удерживать в этом положении, считая до 15. Тоже выполнить левой рукой.
2 задание. Выполнить эту же пробу обеими руками одновременно.
3 задание. Показать второй и третий пальцы на обеих руках одновременно, 5-8 раз.
Прием № 2. Исследование динамической координации движения.
Содержание заданий.
1 задание. Держа ладони на поверхности стола, разъединять – соединять пальцы 5-8 раз.
2 задание. Распрямляя одну ладонь, сжимать в кулак другую 5-8 раз.
3 задание. Сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь 5-6 раз.
Прием № 3 Исследование динамической координации движения больших пальцев рук.
Содержание заданий.
1 задание: зажать кулак, большой палец отвести так, что бы он находился под углом 90 градусов к остальным пальцам руки.
2 задание: ритмично отводить- прижимать большой палец другим пальцем под счет до 30 раз.
Отмечается характер выполнения: плавность, точность выполнения проб; скованность, напряженность движений, нарушение переключения от одного движения к другому; наличие геперкинезов, невозможность удержания заданной позы.
Блок № 3
Цель: Определение состояния функций артикуляционного аппарата.
Прием № 1. Исследование двигательной функции губ.
Содержание заданий.
1 задание: Сомкнуть губы
2 задание: вытянуть губы в трубочку, удержать позу.
3 задание: опустить нижнюю губу так чтобы были видны нижние зубы.
Прием № 2. Исследование двигательной функции челюсти.
Содержание заданий.
1 задание: сделать движение нижней челюстью вправо;
2 задание: сделать движение нижней челюстью влево;
3 задание: сделать движение нижней челюстью вперед;
Прием № 3 Исследование двигательной функции языка.
Содержание заданий.
1 задание: положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;
2 задание: переводить кончик языка поочередно правого угла в левый угол не касаясь губ;
3 задание: поднять кончик языка к верхним губам, подержать под счет от 1 до 5
4 задание: тянуть язык к подбородку, затем произвести движение кончиком языка по верхней губе.
Прием № 4. Исследование функций мягкого неба.
Содержание заданий.
1 задание: широко открыть рот и четко произнести звук « А»
2 задание: при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи.
Прием № 5 . исследование продолжительности и силы выдоха.
Содержание заданий.
1 задание: поиграть на любом игрушечном игровом инструменте.
2 задание: поддувать пушинки, листок бумаги.
Прием № 6. Исследование мимической мускулатуры.
Содержание заданий:
1 задание: «мы худышки». Посмотри на картинку и покажи как мальчики втянули щеки;
2 задание: мальчик сердится. Посмотри на мальчика и покажи как он сердится, нахмурь брови.
Отмечается характер выполнения: при исследование функций артикуляционного аппарата отмечается: правильность и полнота выполнения движений, истощаемость движений, замена одного движения другим, способность удерживать заданную позу, появление синкинезий, тремора, гиперкинезов, саливаций.
Блок № 4
Цель: определение состояния звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия.
Прием № 1. Исследование звукопроизношения.
Содержание заданий.
Диагностирование произношения звуков производится на основе зрительной опоры. Ребенку предлагается серия предметных иллюстраций на которых исследуемые звуки находятся в различных фонетических условиях: в начале, в середине и конце слова. Ребенку требуется ответить на вопросы «кто это?» или «что это?».
Отмечается: характер нарушения звукопроизношения, умение произносить слова с заданным звуком.
Прием № 2. Обследование фонематического слуха и восприятия.
Содержание заданий.
1 задание: различение слов – паронимов: « Я буду называть слова, а ты покажи картинку»: бочка – почка, суп-зуб, крыса-крыша.
2 задание: ребенку предлагается поднять сигнальную фишку если услышит заданный звук в названии предмета.
3 задание: ребенку предлагается внимательно слушать и повторять серию слогов с фонетически близкими звуками: ма на, да та, ка га, да на, жа ша, са ца.
Отмечается состояние фонематического слуха и восприятие: нарушение в различении звуков близких по способу и месту образования, по акустическим признакам, нарушение дифференциации слов – паронимов, слов близких по звуковому составу.
Блок № 5. исследование лексической стороны речи.
Цель: определение состояния словарного запаса.
Материалом данного исследования служат предметные и сюжетные картинки.
Прием № 1. Слова обозначающие предметы.
Содержание заданий.
1 задание: назвать предметы изображенные на картинках
2 задание: назвать предметы по описанию: круглая, сладкая, красная – назови, что это?
3 задание: назвать детенышей животных кошки, собаки, лошади, волка, лисы.
4 задание: назвать предметы одним словом: стол, стул, шкаф, кресло (мебель).
Малина, клубника, смородина, крыжовник (ягоды).
Прием № 2. Слова, обозначающие действия.
Содержание задания.
Ребенку задаются вопросы: что делает повар, дворник, художник?
Что делает щенок, котенок, птица?
Прием № 3. Слова, обозначающие признаки предметов.
Содержание заданий:
1 задание. Описать предметы по их признакам: яблоко- вкусное, красное, сладкое….(лимон, солнце, ветер)
2 задание. Описать повадки, внешний вид животных и птиц: лиса- хитрая, рыжая, пушистая…..(воробей, волк).
Прием № 4. Слова, обозначающие признаки действий.
Содержание задания:
Как передвигается черепаха? (спокойно, тихо, медленно).
Как волк гонится за добычей?
Прием № 5. Подбор слов антонимов.
Содержание задания.
Подобрать слова противоположные по смыслу словам: большой, холодный, чистый, говорить.
Прием № 6. Подбор слов синонимов.
Содержание задания.
Подобрать слова близкие по смыслу словам: врач, громкий, бежит.
Прием 7. Подбор родственных понятий.
Содержание задания.
Подобрать к словам родственные понятия (скворец, лес, кот, вода).
В данном исследовании оценивается: объем активного словаря ребенка (соответствует возрасту, ограничен); соотношение употребления слов различных частей речи (существительных, глаголов, прилагательных, наречий);