Конструкт образовательной деятельности
по направлению «Речевое развитие детей».
разработчик: Кузнецова Ольга Михайловна, учитель-логопед, 2016 год.
Тема: «Путешествие в лес. Автоматизация звука (Ш)».
Возрастная группа: старшая группа, возрастная категория детей 5-6 лет.
Разработчик: Кузнецова Ольга Михайловна, первая квалификационная категория.
Форма совместной деятельности: игра-путешествие.
Форма организации: подгрупповая.
Средства:
-зрительный ряд: видеоролики «Животные леса», «Лесные тропы»;
предметные картинки;
игрушки, в названии которых есть звук (Ш);
картинки-мнемотаблицы;
шишки в лукошке.
-мультимедийные цифровые ресурсы: ноутбук, проектор, видеоролики «Животные леса», «Лесные тропы».
-раздаточный материал:
конструктор ЛЕГО;
кинетический песок;
декоративные украшения;
предметные картинки;
приспособления для дыхательных упражнений;
игрушки, в названии которых есть звук (Ш).
Технологическая карта.
Цель: Способствовать правильному произношению детьми звука (Ш) в слогах, словах, предложениях. |
Задачи Обучающие: -Закрепить представления детей о животных леса. -Формировать стремление к самостоятельному поиску предметов и объектов для проговаривания. -Формировать умение рассказывать о собственных действиях, воплощать свои идеи, используя различные материалы. Коррекционно-развивающие: -Развивать умения различать слова со звуком «Ш» на слух. -Развивать правильное речевое дыхание, четкость дикции, чувство ритма. -Развивать грамматические категории через упражнения в согласовании слов в предложениях, фразах. -Расширить сферу эмоционально-чувственного опыта детей через взаимодействие с различными материалами и собственными ощущениями. Воспитательные: -Формировать положительную мотивацию детей к совместной образовательной деятельности. -Воспитывать самостоятельность при выполнении различных игровых и дидактических упражнений, умение слушать. -Воспитывать ценностное отношение к родной русской речи. |
Этапы деятельности |
Содержание деятельности |
Деятельность педагога |
Действия детей |
Планируемый результат |
Мотивация к деятельности. Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
|
- Дети! К нам в детский сад пришло электронное письмо. Давайте его посмотрим. Мы увидели с вами много животных, которые обитают в наших лесах. Как вы считаете, почему нужно бережно относиться к животным? Как вы думаете, кто из животных считается хозяином леса? Почему? Сегодня вместе с медведем мы будем путешествовать по лесу. В лес осенний на прогулку Приглашаю вас пойти. Интересней приключенья Нам, ребята, не найти. |
Логопед включает видеоролик «Животные леса». Задает проблемные вопросы. |
Дети смотрят видеоролик о животных, обитающих в уральских лесах. Дети общаются между собой по содержанию увиденного материала. Дети вступают в диалог с логопедом. |
Дети имеют представления о животных лесов Урала; Понимают, что животных нужно беречь; Узнают, что медведь является хозяином леса, т.к. он большой, сильный, опасный; Проявляют любознательность в получении новой информации. |
Практический этап. Цель: формирование умения у детей произносить звук (Ш) в специально организованных условиях. |
Артикуляционно - пальчиковый игротренинг с кинетическим песком. Ну, а чтобы нам не скучать во время путешествия, давайте немного поиграем с нашими языками. Скажите, дети, зачем необходимо тренировать язычок? Почему людям надо правильно произносить звуки родного языка? Все готовы, тогда вперед. Покажем, что мы видим в лесу, а помогут нам в этом пальцы и ваши языки. -В лесу широкие тропинки;
-Заяц прыгает с кочки на кочку;
-Белочка щелкает орешки;
-Под деревьями растут грибы;
-Соберем грибы в корзинку;
-Спрячемся за деревьями.
Работа над дыханием, произношение изолированного звука (Ш). Дует в лесу ветер, качает ветки деревьев, листочки шелестят. Поиграем с ветерком. Выбирайте любые предметы и дуйте на них. Листья шелестят: ш-ш-ш. Повторим шелест вместе, сначала тихо, а теперь громче.
Автоматизация звука (Ш) в слогах. Ребята, а знаете ли вы, как называют детеныша медведя? Как вы думаете, какими предметами в лесу может играть медвежонок? Мишка красиво раскладывает их в песке и поет песенки. Хотите сделать свои необычные картины? Выбирайте любые предметы и выкладывайте их в песке в разном порядке. У каждого из вас получится своя картина и своя песенка со звуком (Ш). Попробуем спеть: ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу… Медвежонку понравились ваши песни. Автоматизация звука (Ш) в словах. В лесу у медведя есть непроходимые места. Давайте построим для медведя удобные дорожки в лесу с помощью конструктора ЛЕГО. Выбирайте любые картинки, в названии которых есть звук (Ш), берите кубики и у нас получится длинная и надежная дорога. Давайте посмотрим у кого дорожка самая длинная, кто назвал больше слов со звуком «Ш»;
Пока мы строили дорогу, медвежонок насобирал в лукошко много шишек, только считать он не умеет. А вам интересно, сколько шишек в лукошке? Попробуем их сосчитать: Одна шишка, две шишки и т.д. ( упражнение на согласование слов).
Самомассаж биологически активных точек. Мы много трудились, а сейчас отдохнем, послушаем спокойную музыку, посидим на лесной полянке. Предлагаю выполнить упражнения для расслабления.
Автоматизация звука (Ш) в предложениях. Я взяла с собой в лес мешок с игрушками. Посмотрим, что же в нем? (игра «Чудесный мешочек»). Ваша задача достать предмет из мешка и повторив начало предложения, дополнить его своими словами: -В мешке шумит… (шишка, мышка, матрешка, башмак и т.д.). Выберите для себя любые две игрушки и попробуйте самостоятельно составить красивое предложение, используя названия игрушек. Например: Серая мышка играет шишкой. |
Логопед показывает презентацию «Тропы леса». Логопед задает проблемные вопросы
Вместе с детьми выполняет упражнения для развития артикуляции и пальцев рук.
Логопед предлагает детям различные приспособления для развития речевого дыхания (вертушка, губы - свисток, дудочки, вата, султанчики и др.).
Логопед беседует с детьми, задает вопросы.
Логопед показывает мнемотаблицы с ритмическими рисунками. Предлагает изготовить собственные таблицы с использованием кинетического песка и декоративных украшений.
Логопед предлагает детям конструктор ЛЕГО и разные предметные картинки.
Логопед показывает лукошко с шишками. Предоставляет детям возможность для самостоятельного выполнения задания на согласование слов.
Логопед включает спокойную музыку и вместе с детьми выполняет самомассаж.
Логопед демонстрирует мешок с игрушками, проводит игру.
Логопед предлагает игрушки на выбор.
|
Дети вступают в диалог с логопедом и друг с другом.
Дети выполняют одновременные движения язычком и пальцами.
Упражнение «Лопаточка», ладони лежат на песке.
-Упражнение «Качели», кисти рук поочередно поднимать и опускать в песок.
-Упражнение «Лошадка», пальцами перетираем песок.
-Упражнение «Грибок», пальцы в кулаке, опускаются в песок.
-Упражнение «Чашечка», ладони в форме чашечки, удерживают песок.
-Упражнение «Прятки», ладони скользят по песку.
Дети для дыхания используют разные приспособления. Произносят звук (Ш) с разной силой голоса.
Дети предлагают варианты ответов.
Дети выкладывают в песке по замыслу в определенном порядке разнообразные украшения. Произносят слоги со звуком (Ш) в разном ритме в соответствии с мнемотаблицами.
Дети с помощью ЛЕГО строят дорогу, называя при этом только слова со звуком (Ш). Картинки выбирают самостоятельно. Дети анализируют собственные действия.
Дети самостоятельно считают шишки в лукошке. Правильно и четко произносят в словах звук (Ш).
Дети выполняют упражнения самомассажа.
Дети достают из мешка игрушку, произносят предложения.
Дети выбирают игрушки и самостоятельно составляют предложения, правильно и четко произнося при этом слова со звуком (Ш). |
Дети умеют правильно и одновременно выполнять артикуляционные и пальчиковые движения; Умеют аккуратно и самостоятельно работать с кинетическим песком; Понимают ценность родного языка.
Дети могут самостоятельно контролировать речевой выдох, собственную артикуляцию при произношении звука (Ш); Умеют правильно и по назначению использовать приспособления для развития речевого дыхания.
Дети проявляют самостоятельность и инициативу при выполнении задания; Умеют составлять мнемотаблицы и воспроизводить слоговые ряды в разном ритме. Умеют активно вести диалог друг с другом и взрослым.
Дети могут самостоятельно выбирать речевой материал для произношения звука (Ш); Умеют правильно произносить слова со звуком (Ш); Могут принимать правила игры в соответствии с социальными нормами; Умеют анализировать собственную деятельность; Могут самостоятельно согласовывать числительное с существительным.
Дети могут самостоятельно выполнять упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса и эмоционально-чувственной сферы.
Дети могут контролировать правильное произношение звука (Ш) в предложениях. Проявляют интерес к игровой деятельности. Умеют самостоятельно и правильно составлять предложения. Активно взаимодействуют друг с другом и взрослым. |
Рефлексия. Цель: формирование умения у детей оценивать собственную речевую деятельность. |
Дети, назовите звук, который сегодня мы произносили чаще всего. Для чего людям нужно правильно произносить звуки? Что было самым интересным в нашем путешествии? В какую игру хотели бы поиграть еще раз? С каким из заданий труднее всего было справиться?
|
Логопед беседует с детьми, стимулирует речевую деятельность. |
Дети вступают в диалог, рефлексируют собственную деятельность. |
Дети умеют свободно общаться; Могут оценить свою деятельность; Понимают значимость правильной речи. |
Открытость. Цель: развивать г готовность у детей к дальнейшей совместной деятельности. |
Медведю и медвежонку понравилось путешествовать вместе с вами. Они приготовили для вас подарки в лукошке. Что же это? Дары леса. Как мы сможем использовать их? Предлагаю вернуться в детский сад и сделать разные поделки из природного материала. |
Логопед передает детям лукошко с дарами леса. Задает вопрос для размышления. |
Дети предлагают варианты ответов по использованию даров леса. |
Дети проявляют инициативу в дальнейшей совместной деятельности. |
Методологическая обоснованность
педагогического мероприятия с детьми.
Конструкт коррекционно - развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста разработан с учетом нормативно - правовых документов федерального уровня:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ст. 48 п.1.4 и 1.6. об обязанностях и ответственности педагогическмх работников;
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования п. 1.4. основные принципы дошкольного образования; 3.1.требования к психолого - педагогическим условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
-Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г № 2/15;
Санитарно-эпидемиологические требования (СанПиН 2.4.1.3049-13);
На уровне ДОУ:
-Устав детского сада;
-основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования детского сада;
-адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи;
В соответствии с основными общеобразовательными программами дошкольного образования разработана рабочая программа коррекционно - развивающей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Рабочая программа учителя - логопеда это система образовательной деятельности по обеспечению коррекции речевых нарушений различной степени тяжести у детей дошкольного возраста.
Разработанный конструкт образовательной деятельности детей, является структурной единицей календарного планирования рабочей программы и построен с учетом индивидуальных особенностей развития детей, их возможностями и способностями. Занятие проводится с детьми, имеющими общее недоразвитие речи третьего уровня. В конструкте, задачи образования представлены в виде триединой дидактической цели. В основу конструкта заложен деятельностный подход. В технологической карте отражены этапы деятельности: мотивация, практический этап, рефлексия и открытость. Кроме этого подробно отражено содержание общей деятельности, деятельности педагога и детей, планируемый результат.
Этап мотивации спланирован таким образом, чтобы вызвать у детей интерес к деятельности на личностно – значимом для них уровне, а так же способствует созданию предпосылок для благоприятного вступления в общение детей друг с другом и педагогом. На этом этапе воспитанники могут проявить потребность в получении новой информации, задать проблемные вопросы, спланировать цель своей деятельности.
На практическом этапе идет процесс формирования у детей правильного произношения поставленного звука в специально организованных условиях. Все игры и упражнения подобраны в соответствии с индивидуальными потребностями детей, адекватны их возрастным особенностям. Воспитанникам очень нравятся тактильные ощущения в процессе взаимодействия с кинетическим песком, конструктором LEGO, специальным логопедическим оборудованием (вертушка, дудочки, султанчики, декоративные камни, зондозаменители и др.). Кроме этого данные материалы стабилизируют эмоциональное состояние детей, способствуют созданию стимулирующей среды для познавательной деятельности и творчества.
В образовательной деятельности дети имеют возможность выбирать партнеров для взаимодействия, выбирать содержание образования с помощью предоставления разнобразного учебно - познавательного материала о диких животных, деревьях, о предметах ближайшего окружения, даются математические представления (числительные, сравнение предметов по длине).
В структуре коррекционно - развивающего мероприятия предусмотрены условия для поддержки инициативы и самостоятельности детей в виде игрового моделирования: построение дороги из LEGO конструктора, создание мнемотаблиц с ипользованием кинетического песка и декоративных украшений, составление предложений с использованием предметных картинок и игрушек.
Для организации эффективной коммуникации между детьми и педагогом использовались проблемные вопросы: почему, как, зачем, что будет, если… Создавались специальные ситуации общения с помощью дидактической игры «Чудесный мешочек» и упражнений «Составь предложение», «Шишки в лукошке».
Реализуя один из принципов деятельностного подхода - ценностное отношение к себе, своей деятельности и к другим людям, детям в процессе мероприятия задавались вопросы, при осмыслении которых воспитанники могли понять значимость правильной, грамотной речи для дальнейшей успешной жизнедеятельности и увидеть богатство родного языка.
На протяжении всего занятия создавались условия для развития у детей эмоционально - чувственной сферы: самомассаж биологически активных точек, упражнение на развитие речевого дыхания, артикуляционно - пальчиковый игротренинг и др. Эти приемы способствовали эмоциональному благополучию детей и нормализации мышечного тонуса.
Для того, чтобы дети научились оценивать собственную речевую деятельность необходим этап рефлексии. В содержании деятельности на данном этапе спланировала специальные вопросы, стимулирующие активность детей в процессе анализа своих действий с целью выявления трудностей в решении познавательных задач. Детям предоставлялась возможность выразить в речи свои эмоции, переживания, чувства. Создавались условия для дальнейшей совместной деятельности.