Развиваем мелкую моторику

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 16»

Камышловского городского округа

Персональный сайт

Кузнецовой Ольги Михайловны, учителя-логопеда.

                                                                                                       

Развиваем мелкую моторику

 

 

 Упражнения

на развитие мелкой моторики

Составитель: Кузнецова Ольга Михайловна, учитель-логопед

 

Уважаемые мамы и папы! .

Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры, которые:

- Развивают мелкую моторику рук ребенка;

- способствуют развитию речи;

- развивают творческие способности.

 

 

Выкладывание рисунка при помощи пуговиц

 

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Можно предложить шаблоны для накладывания пуговиц.

 

 

Нанизывание

Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек и т.д. На каждую бусину проговаривается поставленный звук, слог с определенным звуком.

Я сижу, но не скучаю,

Бусы маме собираю.

Нанизала бусы я -

Рада мамочка моя!

 

 

Застегни пуговку

 На одном кусочке ткани пришиты три пуговицы разного диаметра. Во втором прорезаны соответствующие петли.  Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку - в среднюю петельку, а маленькую в маленькую.

 

 

 

Дорожки

Ребенок шагает пальчиками по дорожке (нашиты пуговицы на длинный прямоугольник), проговаривает поставленный звук или слоги с данным звуком.

 

 

«Ручеек»

 

Разместить на столе шнурок зигзагом и предложить ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы ручейка.

 

 

 

Перемотка ниток

Ребенку предлагается длинная толстая шерстяная нитка, которую нужно смотать в клубок. При этом проговаривать поставленный звук. 

 

 

 

Плетение косичек из веревочек

Ребенок заплетает косички кукле из  веревочек, шнурочков.

 Для своей сестрички я плету косички

Из шнура и из тесьмы, с нею очень мы дружны.

 

 

 

 

                                                    Вышивка

 

На пяльцах натянута сетка из-под фруктов, ребенку предлагается «вышить» шнурочком какой-нибудь предмет

 

 

 

 

 

 

 

 

Выкладывание при помощи  спичек, счетных палочек

 

С помощью спичек (предварительно обломив головки), счетных палочек выкладывать различные фигурки, сначала по схеме, затем по памяти, воображению. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальчиков).

 

 

 

Волшебный колодец

 

В коробке с горохом спрятать маленькие игрушки (из киндер-сюрприза). Ребенок с закрытыми глазами перебирает горох руками, ищет, кто спрятался внутри.

В ведре не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

 

Выкладывание рисунка  косточками, семечками,   скорлупками

 

По листу картона равномерно распределите пластилин, на котором выкладывается рисунок. Для упражнения используются  косточки, семечки, скорлупки. Ребенок составляет сюжетную картинку по теме, затем рассказывает, что получилось.

Цель упражнения – развивать воображение, фантазию, связную речь

 

Всасывание пипеткой воды.

 

Ребенку предлагается накапать пипеткой воду из одной емкости в другую.

 

 

Рисование на песке

 

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу песок, любую мелкую крупу. Ребенку предлагается нарисовать пальчиком какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д. Для особого интереса на дно подноса можно положить зеркало.

 

 

 

Обводка плоских фигур

 

Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д.

 

 

Массажные щётки  или  колючий мячик

 

 Ребёнок катает мяч или круглую щётку для   волос между ладонями движениями  вверх-вниз сначала медленно, затем  увеличивает темп и приговаривает:

 У сосны, у пихты, ёлки

очень колкие иголки.

Но ещё сильней, чем ельник,

вас уколет можжевельник!

 

 

ЧЁТКИ (БУСЫ)

 

Считать количество бусин в прямом и обратном порядке.

Перебирать бусы и называть дни недели, месяцы, имена и т. д.

Щелчки каждым пальцем по подвешенным бусам.

Катать бусины между ладоней:

      

Покатаю я в руках бусинки – горошки.

Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.

 

 

Шнуровки

   

 

          Дети зашнуровывают веревочки.

 

 

Узелки

Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней несколько узлов. Ребенок развязывает узлы пальцами, на каждый узел называет поставленный звук.

 Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

 

Прищепки как дополнение предмета

Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так далее). Вместо бельевых прищепок можно использовать детские заколки-крабики.

 

 

 

 

 

 

 

Закручивание и раскручивание крышек пластиковых бутылок.

    Ребенку предлагается пособие с приклеенными горлышками от пластиковых бутылок по определенной лексической теме, ему нужно закрутить крышки на горлышки.

Можно проговаривать поставленный звук, закрепляя изолированное произношение; считать, называть цвет крышечки.

 

 

 

Игрушки из речных камушков

 

 Камушки представлены как части   животных, дети складывают хрюшку, мишку, лису и т.д., подбирая их по размеру.

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»