Нормативно-правовые документы, необходимые для разработки рабочей программы |
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.;
Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Уставом МАДОУ «Детский сад № 16 КГО, утвержденный приказом Комитета по образованию культуре, спорту и делам молодежи администрации Камышловского городского округа;
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования – образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 16» КГО. |
Основа содержания рабочей программы |
«Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной;
«Программа воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи» Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой;
«Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» Н.В.Нищевой. |
Цель рабочей программы
|
Обеспечение коррекции речевых нарушений различной степени тяжести у детей дошкольного возраста с использованием специального маршрута обучения и развития для успешной социальной адаптации. |
Задачи коррекционно-развивающего обучения:
|
1.Формирование правильного артикуляционного уклада и полноценных произносительных навыков у детей с ФНР, ФФНР, ОНР, обусловленных дизартрией.
2.Устранение проявлений клинического дефекта у детей дошкольного возраста на основе применения в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.
3.Развитие фонематических операций у детей с ФФНР, ОНР.
4.Развитие умений использовать полученные знания в своем социальном окружении.
5. Воспитание самостоятельности и активности в процессе социально-коммуникативной деятельности.
|
Принципы построения программы |
Непрерывность;
Дифференцированный подхода
опора на развитие речи в онтогенезе;
взаимосвязь речи с другими психическими процессами. |
Подходы, положенные основу разработки Программы : |
Культурологический подход: процесс образования направлен на формирование общей культуры ребенка, освоение им общечеловеческих ценностей.
Личностный подход: в основе образовательной деятельности лежит формирование личности ребенка; создание мотивации для усвоения образовательного материала, субъективно значимого для ребенка.
Деятельностный подход: развитие ребенка в специфических детских видах деятельности (игровая, коммуникативная, познавательная). |
Формы организации образовательной деятельности
|
Логопедические занятия проводятся индивидуально или по подгруппам.
Исходя из неоднородности состава детей на логопункте порядок работы над звуками речи, количество занятий планируется по усмотрению логопеда с учетом индивидуальных возможностей ребенка.
Содержание индивидуальной работы фиксируется в индивидуальных речевых картах детей. Продолжительность занятий – 20-30 минут. Основные методы и приемы работы определяются логопедом на основе речевого диагноза детей (ФНР, ФФНР, ОНР).
|
Задачи индивидуальных занятий
|
Нормализация мышечного тонуса органов артикуляции;
Развитие артикуляционного и моторного праксиса;
Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
Автоматизация и введение в речь поставленных звуков.
|
Задачи подгрупповых занятий |
Закрепление навыков произношения изученных звуков;
Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
Воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи в процессе автоматизации поставленных звуков и введения их в свободную речь.
|
Этапы коррекционного обучения |
Коррекционное обучение разделено на 3 этапа:
1 этап. Логопедическое обследование детей с письменного разрешения родителей, заполнение речевых карт.
2 этап. Планирование и организация индивидуальной, индивидуально-подгрупповой работы с детьми, имеющими нарушения речи.
3 этап. Анализ уровня речевого развития детей.
|
Планируемый результат освоения Программы. |
У ребенка отсутствуют клинические проявления речевого дефекта: синкинезии, саливация, моторная неловкость, истощаемость движений органов артикуляции, нарушения мышечного тонуса.
Ребенок адекватно использует вербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки русского языка в соответствии с языковой нормой, умеет во время общения осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию.
У дошкольника сформированы фонематические процессы, необходимые для предпосылок грамотности: умение дифференцировать заданные звуки, выделять первый и последний звук в слове, подбирать слова в соответствии с заданным звуком и правильно воспроизводить слоговые цепочки.
Ребенок может выражать свои мысли с помощью речи, выстраивать речевые высказывания в ситуации общения, проявлять уверенность в собственных силах, активность и самостоятельность в познании окружающего мира.
|
Взаимодействие с родителями |
Формы взаимодействия с родителями:
родительские собрания;
индивидуальные и подгрупповые консультации по вопросам развития речи детей;
стендовые советы и рекомендации логопеда по речевому развитию детей;
открытые подгрупповые и индивидуальные занятия.
мастер-классы по демонстрации основных логопедических приемов, которые можно использовать в условиях семьи. |