Паспорт
Рабочей программы коррекционно-развивающего обучения для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Составитель:
Кузнецова Ольга Михайловна,
учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад № 16» КГО,
Первая квалификационная категория.
1. Целевой раздел.
Нормативно-правовые документы, необходимые для разработки рабочей программы |
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.; Закона «Об образовании в Российской Федерации»; Уставом МАДОУ «Детский сад № 16 КГО, утвержденный приказом Комитета по образованию культуре, спорту и делам молодежи администрации Камышловского городского округа; Основная общеобразовательная программа дошкольного образования – образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 16» КГО. |
Основа содержания рабочей программы |
«Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной; «Программа воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи» Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой; «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» Н.В.Нищевой. |
Цель рабочей программы
|
Обеспечение коррекции речевых нарушений различной степени тяжести у детей дошкольного возраста с использованием специального маршрута обучения и развития для успешной социальной адаптации. |
Задачи коррекционно-развивающего обучения:
|
1.Формирование правильного артикуляционного уклада и полноценных произносительных навыков у детей с ФНР, ФФНР, ОНР, обусловленных дизартрией. 2.Устранение проявлений клинического дефекта у детей дошкольного возраста на основе применения в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий. 3.Развитие фонематических операций у детей с ФФНР, ОНР. 4.Развитие умений использовать полученные знания в своем социальном окружении. 5. Воспитание самостоятельности и активности в процессе социально-коммуникативной деятельности.
|
Принципы построения программы |
Непрерывность; Дифференцированный подхода опора на развитие речи в онтогенезе; взаимосвязь речи с другими психическими процессами. |
Подходы, положенные основу разработки Программы : |
Культурологический подход: процесс образования направлен на формирование общей культуры ребенка, освоение им общечеловеческих ценностей. Личностный подход: в основе образовательной деятельности лежит формирование личности ребенка; создание мотивации для усвоения образовательного материала, субъективно значимого для ребенка. Деятельностный подход: развитие ребенка в специфических детских видах деятельности (игровая, коммуникативная, познавательная). |
Формы организации образовательной деятельности
|
Логопедические занятия проводятся индивидуально или по подгруппам. Исходя из неоднородности состава детей на логопункте порядок работы над звуками речи, количество занятий планируется по усмотрению логопеда с учетом индивидуальных возможностей ребенка. Содержание индивидуальной работы фиксируется в индивидуальных речевых картах детей. Продолжительность занятий – 20-30 минут. Основные методы и приемы работы определяются логопедом на основе речевого диагноза детей (ФНР, ФФНР, ОНР).
|
Задачи индивидуальных занятий
|
Нормализация мышечного тонуса органов артикуляции; Развитие артикуляционного и моторного праксиса; Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков; Автоматизация и введение в речь поставленных звуков.
|
Задачи подгрупповых занятий |
Закрепление навыков произношения изученных звуков; Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков; Воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков. Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи в процессе автоматизации поставленных звуков и введения их в свободную речь.
|
Этапы коррекционного обучения |
Коррекционное обучение разделено на 3 этапа: 1 этап. Логопедическое обследование детей с письменного разрешения родителей, заполнение речевых карт. 2 этап. Планирование и организация индивидуальной, индивидуально-подгрупповой работы с детьми, имеющими нарушения речи. 3 этап. Анализ уровня речевого развития детей.
|
Планируемый результат освоения Программы. |
У ребенка отсутствуют клинические проявления речевого дефекта: синкинезии, саливация, моторная неловкость, истощаемость движений органов артикуляции, нарушения мышечного тонуса.
Ребенок адекватно использует вербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки русского языка в соответствии с языковой нормой, умеет во время общения осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию.
У дошкольника сформированы фонематические процессы, необходимые для предпосылок грамотности: умение дифференцировать заданные звуки, выделять первый и последний звук в слове, подбирать слова в соответствии с заданным звуком и правильно воспроизводить слоговые цепочки.
Ребенок может выражать свои мысли с помощью речи, выстраивать речевые высказывания в ситуации общения, проявлять уверенность в собственных силах, активность и самостоятельность в познании окружающего мира.
|
Взаимодействие с родителями |
Формы взаимодействия с родителями: родительские собрания; индивидуальные и подгрупповые консультации по вопросам развития речи детей; стендовые советы и рекомендации логопеда по речевому развитию детей; открытые подгрупповые и индивидуальные занятия. мастер-классы по демонстрации основных логопедических приемов, которые можно использовать в условиях семьи. |