Паспорт

 

 

Рабочей программы коррекционно-развивающего обучения для детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

 

 

Составитель:

Кузнецова Ольга Михайловна,

учитель-логопед

 МАДОУ «Детский сад № 16» КГО,

Первая  квалификационная категория.

 

 

 

1.     Целевой раздел.

Нормативно-правовые документы, необходимые  для разработки рабочей программы

Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.;

 Закона «Об образовании в Российской Федерации»;

 Уставом МАДОУ «Детский  сад  № 16 КГО, утвержденный приказом  Комитета по образованию культуре, спорту и делам молодежи  администрации Камышловского городского округа;  

Основная  общеобразовательная  программа дошкольного образования – образовательная программа  дошкольного образования МАДОУ «Детский  сад  № 16»  КГО.

Основа содержания рабочей программы

«Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной;

«Программа воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи» Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой;

 «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» Н.В.Нищевой.

Цель рабочей программы

 

Обеспечение коррекции речевых нарушений различной степени тяжести  у детей дошкольного возраста с использованием специального маршрута обучения и развития для успешной социальной адаптации.

Задачи коррекционно-развивающего обучения:

 

1.Формирование правильного артикуляционного уклада  и полноценных произносительных навыков у детей с ФНР, ФФНР, ОНР, обусловленных дизартрией.

2.Устранение проявлений клинического дефекта у детей дошкольного возраста на основе применения в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.

3.Развитие фонематических операций у детей с ФФНР, ОНР.

4.Развитие умений  использовать полученные знания в своем социальном окружении.

5. Воспитание самостоятельности и активности в процессе  социально-коммуникативной деятельности.

 

Принципы построения программы

Непрерывность;

Дифференцированный  подхода

опора на развитие речи в онтогенезе;

взаимосвязь речи с другими психическими процессами.

 Подходы, положенные основу разработки Программы :

Культурологический подход: процесс образования направлен на формирование общей культуры ребенка, освоение им общечеловеческих ценностей.

Личностный подход: в основе образовательной деятельности лежит формирование личности ребенка; создание мотивации для усвоения образовательного материала, субъективно значимого для ребенка.

Деятельностный подход: развитие ребенка в специфических детских видах деятельности (игровая, коммуникативная, познавательная).

Формы организации образовательной деятельности

 

Логопедические занятия проводятся индивидуально или по подгруппам.

Исходя из неоднородности состава детей на логопункте  порядок работы над звуками речи, количество занятий планируется по усмотрению логопеда с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

Содержание индивидуальной работы  фиксируется в индивидуальных речевых картах детей. Продолжительность занятий – 20-30 минут. Основные методы и приемы работы определяются логопедом на основе речевого диагноза детей  (ФНР, ФФНР, ОНР).

 

Задачи индивидуальных занятий

 

Нормализация мышечного тонуса органов артикуляции;

Развитие артикуляционного и моторного праксиса;

Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;

Автоматизация и введение в речь поставленных звуков.

 

Задачи подгрупповых занятий

Закрепление навыков произношения изученных звуков;

Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;

Воспитание  готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи в процессе автоматизации поставленных звуков и введения их в свободную речь.

 

Этапы коррекционного обучения

Коррекционное обучение разделено на 3 этапа:

1 этап. Логопедическое обследование детей с письменного разрешения родителей, заполнение речевых карт.

2 этап. Планирование и организация индивидуальной, индивидуально-подгрупповой  работы с детьми, имеющими нарушения речи.

3 этап. Анализ уровня речевого развития детей.

 

Планируемый результат освоения Программы.

У ребенка отсутствуют клинические проявления речевого дефекта: синкинезии, саливация, моторная неловкость, истощаемость движений органов артикуляции, нарушения мышечного тонуса.

 

Ребенок адекватно использует вербальные средства общения:  умеет правильно произносить все звуки русского языка в соответствии с языковой нормой, умеет во время общения осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию.

 

У дошкольника сформированы фонематические процессы, необходимые для предпосылок грамотности: умение дифференцировать заданные звуки, выделять первый и последний звук в слове, подбирать слова в соответствии с заданным звуком и правильно воспроизводить слоговые цепочки.

 

Ребенок может выражать свои мысли с помощью речи, выстраивать речевые высказывания в ситуации общения, проявлять уверенность в собственных силах, активность и самостоятельность в познании окружающего мира.

 

Взаимодействие с родителями 

Формы взаимодействия с родителями:

родительские собрания;

индивидуальные и подгрупповые консультации по вопросам развития речи детей;

стендовые советы и рекомендации логопеда по речевому развитию детей;

открытые  подгрупповые и индивидуальные занятия.

мастер-классы по демонстрации основных логопедических приемов, которые можно использовать в условиях семьи.