Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 16»

Камышловского городского округа

Персональный сайт

Кузнецовой Ольги Михайловны, учителя-логопеда.

                                                                                                       

Мастер-класс "Развитие лексики у детей"

 

 

Мастер-класс

для воспитателей  «Развитие лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

в рамках когнитивного подхода к языку.

(Разработчик: Кузнецова О.М., учитель-логопед., 2014 год)

 

   Основную линию инновационной методики по развитию лексической стороны речи в рамках когнитивного подхода к языку можно определить так: познавательная деятельность ребенка направлена на язык как средство общения и он начинает в определенной степени осознанно использовать языковые средства  в процессе общения.

 Теоретическая значимость данной методики заключается в раскрытии основных принципов номинации лексических единиц, относящихся к определенной семантической общности.

  Научная новизна методики состоит в том, что впервые исследуются лексические единицы, представленные в СОШ и этимологических словарях, а также используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

  С целью разработки инновационной методики в рамках ДОУ была составлена программа деятельности:

 создана творческая группа;

 проведена работа со словарями;

 проведен анализ и систематизация лексических единиц;

 создан банк идей по разработке методики;

 В настоящий момент мы находимся на этапе организации опытно-экспериментальной работы.

Работу со словарем необходимо построить таким образом, чтобы заинтересовать ребенка и обеспечить понимание того, что желание заниматься русской лексикой принадлежит ему, а не навязывается взрослыми. Полагаю, что благодаря подобному подходу у ребенка сформируется интерес к работе с разными источниками информации и этот интерес станет мотивом детской деятельности.

  Мы должны помочь понять ребенку, зачем ему нужно овладеть теми или иными сведениями об языковых явлениях. Ведь не секрет, что работать с источниками информации не умеют порой даже школьники среднего звена. Работа со словарями может обеспечить готовность давать то или иное определение понятий, готовность понимать и перерабатывать необходимую информацию.

 Рассмотрим этапы работы по развитию лексики на примере темы «Цветы».

 На первом этапе работы уточняем значение слов, этимологию лексических единиц, относящихся к семантической общности «Цветы» с опорой на словари.

 Давайте рассмотрим этимологию слова «астра».

 Астра – в переводе с греческого означает «звезда». Действительно лепестки этого цветка очень похожи на лучики звезды.

  На втором этапе работы в игровой форме подбираем слова-признаки к лексическим единицам. Можно использовать наводящие вопросы.

 Как назвать цветы, растущие в поле?

 Цветы хорошо пахнут, значит, какие они?

 На третьем этапе работаем над предикативной функцией языка.

 Что делают цветы от ветра? И т.д.

  На четвертом этапе работы выявляем валентные связи(синонимы, антонимы, многозначные слова).

         На пятом этапе осуществляем работу по развитию грамматических средств языка, включая построение синтаксических конструкций.

Выше перечисленная работа является фундаментом для успешного развития связной речи у детей дошкольного возраста. 

Таким образом, на основе данных этапов необходимо выстроить единую структуру занятий по речевому развитию в условиях ДОУ.

 

(Совместная деятельность с воспитателями по созданию единой структуры занятия).

 

Результат должен быть следующий:

1.     появление способности к осознанному овладению словарных дефиниций;

2.     улучшение отбора языковых знаков и свободное оперирование ими в процессе общения;

3.     знание этимологии словарных дефиниций, входящих в различные семантические общности русского языка.

 

Таким образом,  когнитивный подход к языку в старшем дошкольном возрасте должен обеспечить и личностное развитие ребенка, и развитие его как языковой личности.

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"