Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16
Камышловского городского округа
Утверждено:
приказом МАДОУ
детского сада №16 КГО
от 15 июля 2014 г. № 42
Рассмотрено и согласовано
на заседании
педагогического совета
МАДОУ детского сада № 16 КГО
Протокол № 31 от 30 мая 2014 г.
ПАСПОРТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«АБВГДЕЙКА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6-7 ЛЕТ
(Программа обучения чтению и навыкам печатания слов)
Автор разработки:
Кузнецова Ольга Михайловна, учитель-логопед
первой квалификационной категории
МАДОУ детского сада № 16 КГО.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами |
С Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 года; с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ № 1014 от 30 августа 2013 года; с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008; с Уставом МАДОУ детского сада № 16 КГО; с Основной общеобразовательной программой дошкольного образования – образовательной программой дошкольного образования МАДОУ детского сада № 16 КГО. Программа разработана с учетом: санитарно-эпидемиологических требований СанПиН 2.4.1.3049-13 к устройству, содержанию организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26; |
Основа содержания образования |
Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. - М.:ТЦ «Сфера», 1999г.; Г.Ф.Марцинкевич. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Издательство « Учитель», 2000г.; Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.; З.Е. Агранович. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.; Е.А. Ярош. Путешествие по городу Красивой речи. Учебно- методическое пособие. Екатеринбург: Издательство «Центр проблем детства», 2001. |
Цель Программы
|
Развитие способности детей старшего дошкольного возраста к осмысленному чтению на основе неразрывной связи между психическими процессами и речью для успешной адаптации на новой ступени образования |
Задачи |
Обучить дошкольников способам аналитико-синтетического слияния слоговых сочетаний – чтению, элементарным навыкам печатания. Способствовать развитию мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание. Развивать умения использовать полученные знания в своем социальном окружении. Воспитывать самостоятельность и активность в процессе социально – коммуникативной |
Принципы |
1. принцип систематичности и последовательности: логичное и последовательное изложение учебного материала: «от легкого к трудному», «от простого к сложному»; 2. принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников; 3. принцип доступности и посильности: объем и содержание учебного материала, а также используемые методы работы соответствуют уровню умственного и речевого развития воспитанников.
|
Основные подходы для разработки дополнительной образовательной программы |
Культурологический подход: процесс образования направлен на формирование общей культуры ребенка, освоение им общечеловеческих ценностей. Личностный подход: в основе образовательной деятельности лежит формирование личности ребенка; создание мотивации для усвоения образовательного материала, субъективно значимого для ребенка. Деятельностный подход: развитие ребенка в специфических детских видах деятельности (игра, конструирование, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы).
|
Планируемый результат освоения дополнительной общеобразовательной программы социально- педагогической направленности «АБВГДЕЙКА»
|
Ребенок владеет представлениями о понятиях: «звук», «буква», «слог», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук», «звуковой анализ» слогов, слов. Ребенок овладевает умением: Выкладывать из букв разрезной азбуки и читать слова простого слогового состава; Делить слова на слоги; Составлять схемы слов; Подбирать слова к предложенной схеме, модели; Преобразовывать слова путем замены одной буквы, слога; Различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие и давать им характеристику; Читать слова различной сложности; Владеть собственной мелкой моторикой, контролировать движения руки при письме; Графически изображать буквы, слова; Ребенок проявляет: Уверенность в собственных силах, в ценности правильной речи; Потребность в новых знаниях в расширении собственного опыта за счет повышения уровня самостоятельности и активности в познании окружающего мира.
|
Предназначенность программы |
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
|
Формы проведения занятий |
Обучение чтению проводится на индивидуально - подгрупповых занятиях ( по 2-3 человека). Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут. |
Срок реализации программы |
Один год обучения.
|
Учебный план дополнительной общеобразовательной программы
социально- педагогической направленности «АБВГДЕЙКА»
Сроки проведения |
тема |
количество часов |
сентябрь | ||
1 неделя |
Вводное занятие
|
1ч. |
Звук и буква «У» |
1ч. | |
2 неделя |
Звук и буква «А» |
1ч. |
Звук и буква «А», «У» |
1ч. | |
3 неделя |
Звук и буква «И» |
1ч. |
Звуки и буквы «А», «У», «И», |
1ч. | |
4 неделя |
Звук и буква «О» |
1ч. |
Звук и буква «Ы» |
1ч. | |
5 неделя |
Звук и буква «И», «Ы» |
1ч. |
октябрь | ||
1 неделя |
Звук и буква «Э» |
1ч. |
2 неделя |
Буква «Е» |
1ч. |
|
Буква «Е» |
1ч. |
3 неделя |
Буква «Я» |
1ч. |
|
Буква «Ю» |
1ч. |
4 неделя |
Звуки «П», «ПЬ». Буква «П». |
1ч. |
|
Звуки «Т», «ТЬ». Буква «Т». |
1ч. |
5 неделя |
Звуки «П, ПЬ,Т, ТЬ». |
1ч. |
|
Звуки «К», «КЬ». Буква «К». |
1ч. |
ноябрь | ||
2 неделя |
Звуки « П, ПЬ,Т.ТЬ,К.КЬ». Буквы «П.Т. К» |
2ч. |
3 неделя |
Звуки «М», «МЬ». Буква «М». |
1ч. |
Звук «Х», «ХЬ» Буква «Х» |
1ч. | |
4 неделя |
Звуки «К», «КЬ», «Х», «ХЬ». Буквы «К», «Х». |
1ч. |
|
Звуки «С», «СЬ». Буква « С» |
1ч. |
декабрь | ||
1 неделя |
Звуки «З», «ЗЬ». Буква « З» |
1ч. |
Звуки «С, СЬ, З, ЗЬ». Буква «С, З» |
1ч. | |
2 неделя |
Звуки «С, СЬ, З, ЗЬ». Буква «С, З» |
1ч. |
Звуки «Н», «НЬ». Буква «Н». |
1ч. | |
3 неделя |
Звуки «Б», «БЬ». Буква «Б». |
1ч. |
Звуки «Б, БЬ, П, ПЬ». Буква «Б, П»
|
1ч. | |
4 неделя |
Звуки «В», «ВЬ». Буква «В» |
1ч. |
Звуки «Д», «ДЬ». Буква «Д». |
1ч. | |
январь | ||
3 неделя |
Звуки «Д, ДЬ, Т, ТЬ». Буква «Д, Т» |
1ч. |
|
Звуки «Г», «ГЬ». Буква «Г». |
1ч. |
4 неделя |
Звуки «Г, К, ГЬ, КЬ». Буква «Г», «К». |
1ч. |
|
Звуки «Ш». Буква «Ш». |
1ч. |
5 неделя |
Звуки «Ш», «С». Буква «Ш», «С». |
2ч. |
февраль | ||
1 неделя |
Звуки «Л», «ЛЬ», Буква «Л» |
1ч. |
Звук «Ж», Буква «Ж» |
1ч. | |
2 неделя |
Звуки «Ж», «З», Буква «З, Ж» |
2ч. |
3 неделя |
Звуки «Ж», «Ш», Буква «Ж, Ш» |
2ч. |
4 неделя |
Звуки «Р», «РЬ» Буква «Р» |
1ч. |
Звуки « Р, РЬ, Л.ЛЬ» Буква «Р, Л» |
1ч. | |
март | ||
1 неделя |
Звуки « Р, РЬ, Л.ЛЬ» Буква «Р, Л» |
1ч. |
Звук «Й», Буква «Й» |
1ч. | |
2 неделя |
Звук «Ч», Буква «Ч» |
1ч. |
Звуки «Ч, ТЬ», Буква «Ч, Т» |
1ч. | |
3 неделя |
Буква «Ь» |
1ч. |
Звук «Ц» Буква «Ц» |
1ч. | |
4 неделя. |
Звуки «Ц, С» Буквы «Ц, С» |
2ч. |
апрель | ||
1 неделя |
Звук «Щ, » Буква «Щ» |
1ч. |
2 неделя |
Звуки «Щ, С, СЬ» Буквы «Щ, С» |
2ч |
3 неделя |
Звуки «Ч, Щ, ТЬ,СЬ» Буквы «Ч,Щ,Т,С» |
2ч |
4 неделя |
Звуки «Ф, ФЬ» Буквы «Ф» |
1ч |
Звуки «В», «Ф» Буквы «В», «Ф». |
1ч | |
5 неделя |
Разделительный твердый знак «Ъ» |
1ч |
Повторение пройденного материала. |
1ч. | |
май | ||
2 неделя |
Повторение пройденного материала |
2ч. |
3 неделя |
Повторение пройденного материала |
2ч. |
4 неделя |
Повторение пройденного материала |
1ч. |
Диагностика |
1ч. | |
5 неделя |
Диагностика |
2ч. |
всего: 72 час. |