Мастер – класс для родителей  «Развиваем речь детей».

Разработчик: Кузнецова О.М., учитель-логопед.

 

В настоящее время каждая семья сталкивается с проблемой речевого  развития ребенка. Некоторые родители пытаются повлиять на формирование речи своего ребенка, начиная с ранних лет жизни. Они стараются, чтобы их ребенок слышал правильную, выразительную речь, читают сказки, стихи, развивают кругозор. Не у всех так получается. Иногда семья не может оказать действенную помощь ребенку в развитии речи из-за недостаточной педагогической компетентности.

         В связи с этим, хотелось бы дать ряд рекомендаций по основным направлениям работы с детьми в условиях семьи.

 

Основные направления работы.

 

1.     Развитие моторики пальцев рук.

Зачем же необходимо развивать моторику пальцев рук? Известно, что кисть руки-второй речевой орган, такой же, как артикуляционный аппарат. Работу по развитию мелкой моторики пальцев рук лучше проводить регулярно. Пальчиковые игры нужно начинать   с самых простых упражнений. Например: «Посолим суп», «Птичка», «Месим тесто».

Затем усложняем упражнения: «Цепочка». Поочередно соединяем большой палец левой руки с остальными пальцами, образуя «колечки» (большой с указательным, большой со средним и т.д.). Через них попеременно «пропускаем» «колечки» из пальчиков правой руки.

Колечко с колечком соединяем,  цепочку из пальчиков мы получаем.

«Мы топали».  Ударять по очереди каждым пальчиком по столу, как по клавишам, сопровождая движения пальцев ритмичным, послоговым проговариванием скороговорки.

 Мы то-па-ли, мы то-па-ли,

 До то-по-ля, до-то-па-ли,

 До то-по-ля до-то-по-ли,

Чуть но-ги не от-то-па-ли!

 

2.     Развитие речевого  дыхания. 

Для того  чтобы,  правильно научиться произносить звуки, нужно тренировать не только язык, губы, но и дыхание. Могу порекомендовать следующие упражнения.

«Кораблик». Кораблик делаем из бумаги.  Набираем воздух  через нос, выдыхаем через рот. Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой. «Чайник закипел». Стакан с водой вставляем трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку – «чайник закипает»; усиливаем выдох – он кипит.

Полезны так же игры с мыльными пузырями.

 

3.     Развиваем словарный запас ребенка.

От того насколько развит словарь ребенка, во многом зависит развитие связной речи, а значит точное, полное изложение собственной мысли.

На первом этапе работы рекомендую использовать различные словари. Так мы узнаем значение и происхождение слов русского языка.

Например, рассмотрим происхождение слов, имеющих отношение к понятию  «цветы».

Астра  - в переводе с греческого означает «звезда». Действительно, лепестки этого цветка похожи на лучики звезды.

Гвоздика – название цветку дано по сходству его семян с гвоздями.

Далее подбираем слова – признаки, слова – действия к понятию цветы. Например: Как назвать цветы, растущие в поле? Что делают цветы от ветра? И т.д.

Затем обязательно составляем предложения. Например: В цветнике растут душистые цветы. Весной расцветают ранние цветы.

         Словарь ребенка можно развивать и в процессе наблюдения за явлениями действительности. Например, во время прогулки спрашиваем ребенка:

-Какое время года? Докажи.

-Какой снег? Какое небо?

-Что может происходить со снегом? И т.д.

         Можно обогатить словарь ребенка следующими знаниями:

-Если снежинки слипаются на лету, то мы говорим «хлопья».

-Если ветер кружит, въет в воздухе снег-это въюга.

-Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, мы говорим «крупка».

         Очень рекомендую составить собственный словарик ребенка, куда будут записываться вновь приобретенные слова.

Мы рассмотрели  основные направления работы c детьми по развитию речи, которые необходимо осуществлять в домашних условиях. Надеюсь, что мой опыт будет полезен вам, уважаемые родители.

Хотелось бы,  чтобы для вас актуальным стало следующее высказывание:

              «Раннее речевое развитие-это не роскошь, а требование времени».