Мастер – класс для родителей «Развиваем речь детей».
Разработчик: Кузнецова О.М., учитель-логопед.
В настоящее время каждая семья сталкивается с проблемой речевого развития ребенка. Некоторые родители пытаются повлиять на формирование речи своего ребенка, начиная с ранних лет жизни. Они стараются, чтобы их ребенок слышал правильную, выразительную речь, читают сказки, стихи, развивают кругозор. Не у всех так получается. Иногда семья не может оказать действенную помощь ребенку в развитии речи из-за недостаточной педагогической компетентности.
В связи с этим, хотелось бы дать ряд рекомендаций по основным направлениям работы с детьми в условиях семьи.
Основные направления работы.
1. Развитие моторики пальцев рук.
Зачем же необходимо развивать моторику пальцев рук? Известно, что кисть руки-второй речевой орган, такой же, как артикуляционный аппарат. Работу по развитию мелкой моторики пальцев рук лучше проводить регулярно. Пальчиковые игры нужно начинать с самых простых упражнений. Например: «Посолим суп», «Птичка», «Месим тесто».
Затем усложняем упражнения: «Цепочка». Поочередно соединяем большой палец левой руки с остальными пальцами, образуя «колечки» (большой с указательным, большой со средним и т.д.). Через них попеременно «пропускаем» «колечки» из пальчиков правой руки.
Колечко с колечком соединяем, цепочку из пальчиков мы получаем.
«Мы топали». Ударять по очереди каждым пальчиком по столу, как по клавишам, сопровождая движения пальцев ритмичным, послоговым проговариванием скороговорки.
Мы то-па-ли, мы то-па-ли,
До то-по-ля, до-то-па-ли,
До то-по-ля до-то-по-ли,
Чуть но-ги не от-то-па-ли!
2. Развитие речевого дыхания.
Для того чтобы, правильно научиться произносить звуки, нужно тренировать не только язык, губы, но и дыхание. Могу порекомендовать следующие упражнения.
«Кораблик». Кораблик делаем из бумаги. Набираем воздух через нос, выдыхаем через рот. Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой. «Чайник закипел». Стакан с водой вставляем трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку – «чайник закипает»; усиливаем выдох – он кипит.
Полезны так же игры с мыльными пузырями.
3. Развиваем словарный запас ребенка.
От того насколько развит словарь ребенка, во многом зависит развитие связной речи, а значит точное, полное изложение собственной мысли.
На первом этапе работы рекомендую использовать различные словари. Так мы узнаем значение и происхождение слов русского языка.
Например, рассмотрим происхождение слов, имеющих отношение к понятию «цветы».
Астра - в переводе с греческого означает «звезда». Действительно, лепестки этого цветка похожи на лучики звезды.
Гвоздика – название цветку дано по сходству его семян с гвоздями.
Далее подбираем слова – признаки, слова – действия к понятию цветы. Например: Как назвать цветы, растущие в поле? Что делают цветы от ветра? И т.д.
Затем обязательно составляем предложения. Например: В цветнике растут душистые цветы. Весной расцветают ранние цветы.
Словарь ребенка можно развивать и в процессе наблюдения за явлениями действительности. Например, во время прогулки спрашиваем ребенка:
-Какое время года? Докажи.
-Какой снег? Какое небо?
-Что может происходить со снегом? И т.д.
Можно обогатить словарь ребенка следующими знаниями:
-Если снежинки слипаются на лету, то мы говорим «хлопья».
-Если ветер кружит, въет в воздухе снег-это въюга.
-Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, мы говорим «крупка».
Очень рекомендую составить собственный словарик ребенка, куда будут записываться вновь приобретенные слова.
Мы рассмотрели основные направления работы c детьми по развитию речи, которые необходимо осуществлять в домашних условиях. Надеюсь, что мой опыт будет полезен вам, уважаемые родители.
Хотелось бы, чтобы для вас актуальным стало следующее высказывание:
«Раннее речевое развитие-это не роскошь, а требование времени».