Эссе «Моя педагогическая философия».
Никогда не удается быть таким счастливым,
как в те часы,
когда работа не оставляет
ни минуты свободной.
Ж.Фабр.
Я, учитель-логопед! Я помогаю каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья добиться успеха в жизни и стать просто счастливым человеком.
Каждый из них получает шанс приобрести в дальнейшем профессию, в которой необходимы: хорошая дикция, умение четко излагать свои мысли, грамотно вести диалог. Все это может стать главным условием для профессионального становления личности.
Задумайтесь, сколько успешных и талантливых людей, которые окружают нас, вполне могли бы не стать таковыми, если бы когда-то им на помощь не поспешил логопед.
Кто не умеет говорить,
карьеры не сделает.
Наполеон.
Не скрою, моя профессия имеет множество тонкостей. Важно как можно раньше выявить речевые и двигательные расстройства у детей; как можно раньше начать коррекцию, чтобы предупредить вторичные отклонения.
Да, это постоянный труд; это самосовершенствование; работа с детьми, их родителями. По крупинкам, вместе, мы собираем то, что называется правильная и красивая речь.
Заговори, чтобы я
тебя увидел.
Сократ.
Знаю, дети всегда нуждаются в радости. Поэтому стараюсь не допускать,
чтобы занятия со мной превратились для них в скучную и нудную обязанность. Для этого каждый раз нахожу новые и развивающие формы работы. Это может быть игра-путешествие, речевая сказка, игротренинг, телоупражнения, воскотерапия и многое другое – все то, что крайне необходимо для функционирования двух неотделимых друг от друга «центров»: движение и речь.
Функция движения руки
всегда тесно связана с функцией речи
и развитие первой способствует
развитию второй.
В.М.Бехтерев.
Я хочу, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья пережил радость достижения, осознал свои способности, увидел свою уникальность, а если выразиться еще точнее,- персональность, то есть значимость своей личности. Хочу быть для них единственной, неповторимой, «самой-самой». Для этого, знаю, что в совершенстве должна овладеть тремя умениями: умением не только смотреть, но и видеть; умением не только слушать, но и слышать; умением не только чувствовать, но и сочувствовать. Кроме этого, я должна в совершенстве овладеть актерским мастерством, без которого тоже не обойтись. Учитель, не умеющий играть – не профессионал. Эта мысль принадлежит А.С.Макаренко. Для меня она бесспорна. Учитель-артист, мастер своего дела. Именно он способен создать «ситуацию успеха». Не просто создать, а закрепить, сделать устойчивой.
Мне всегда приятно наблюдать за результатами собственного труда. Многие из моих выпускников на протяжении нескольких лет являются отличниками учебы. Многие выступают на сцене, демонстрируя свою речевую компетентность. Кто-то из них участвует в городских конкурсах. Не просто участвует, но и побеждает, но каждый из детей знает, что за их победой кроется тяжкий труд и волнения.
Я ни на что не претендую, просто наблюдаю со стороны за своими выпускниками и осознаю, что в каждом их успехе есть частица моего труда.
Когда-то давно, я добровольно выбрала профессию Учитель и нахожу в ней свое призвание. Я добровольно выбрала свой путь, путь творческого дерзания и постоянного поиска…